Добро пожаловать
 

 

Мое фото

Контакты

e-mail:
pia04@mail.ru

Ирина

 

********************

 

Окрестности

Венева:

 

Источник 12 ключей

 

Венев монастырь

 

Дворянские усадьбы

 

********************

 

Венев
железнодорожный

 

Венев. Железно-дорожный вокзал

Когда-то железнодорожная станция была в 0,5 версте от города, сегодня она уже находится на окраине. Через Венев проходил кратчайший путь из Петрограда на Донбасс  за углем. Пригнали большое количество пленных чехов, венгров, австрийцев,  и они построили эту ветку к 1917 году. В первую пятилетку при советской власти ее расширили до 2-х полос.

Сегодня это главная железнодорожная артерия на юг России. Около десятка пассажирских поездов останавливается в Веневе, в основном ночное время суток (с 22 часов до 3 утра). В связи с событиями на Украине, часть поездов, шедших раньше через Харьков, тоже пущены через Венев, поэтому поток сегодня поездов увеличился (их стало около 20 ), временно объезжая Украину.


Памятник Лихачеву

Памятник Лихачеву в Веневе

В годы гражданской войны ушел на фронт и проявил себя как умелый руководитель и организатор. В 20-ые годы был отправлен в Америку, на заводы. И уже в первую советскую пятилетку возглавил создание автомобильного завода в Москве, который получил название Завод имени Сталина (ЗиС). Помимо массовых автомобилей завод выпускал специальные грузовые 3-хтонные машины (BPI/ЗиС 5). Подобную модель Лихачев держит на руке. Такие машины до последнего времени принимали участие в параде на  День Победы у Красной площади. Лихачев руководил заводом во время войны, выпуская минометы, артиллерийское орудие. Три раза он срывал план поставок, три раза его приговаривали к расстрелу, но в последний момент отменяли решения. В 1950 году он неофициально был назначен министром транспорта СССР. Скончался в 1956 году. В этом году был развенчан культ личности Сталина, и на этой волне завод имени Сталина  переименовали в завод имени Лихачева (ЗИЛ).


На железнодорожной ветке есть платформа ЗИЛ. И вот многие веневцы проделали этот путь в одну сторону. Работали на заводе, получили там квартиры. Сейчас приезжают в Венев, как на дачу, поэтому в выходные дни город оживает, население раза в 2 увеличивается.


Памятник Лихачеву открыли 2 года назад. На открытие приезжала дочь. По концепции музея под открытым небом на 2-ом этаже вокзального здания заложен музей, посвященный деятельности этого человека и завода ЗИЛ.

Несколько лет ведется переписка между веневскими краеведами с собственниками экспонатов музея при заводе ЗИЛ. И по последним данным (2015 год) принято решение о полном переводе московского музея завода не в Венев, а в Александров. Сам завод уже закрыт в Москве.

Веневский музей
железной дороги

Перед зданием вокзала открыт музей под открытым небом, где представлены различные виды железно-дорожных средств передвижения.

Венев, ж-д вокзал

Венев. ж-д вокзал

Венев. ж-д вокзал

ВЕНЕВ
земля легенд и преданий

Герб города Венева

Венёв - замечательное место Центральной России- небольшой городок, расположенный в тульской области, районный центр, с населением около 14 000 человек.

Первое упоминание Венёва в летописях относится к 1371 году. Венёвская крепость обороняла тогда западные рубежи Великого княжества Рязанского. Эту дату принято считать годом основания города. День города отмечается в последнюю субботу августа.

Портрет женщины из раскопок

Но еще до первого упоминания на данных землях проживали племена вятичей (найдено захоронение женщины, ее украшения хранятся сегодня в краеведчском музее города), затем пришли фино-угорские племена, благодаря которым у города и закрепилось название. По мнению исследователя Даниила Герасимовича Гедеонова, жившего в XIX веке, «венёвой» местные жители в древности называли березу, обильно росшую в этих краях.

Первоначально Венев располагался в 8 км от современного центра города, севернее на реке Осетр (сегодня город в основном находится вдоль реки Веневка). Прежний город расширялся и заканчивался там, где сегодня центр города.

В конце XV века венёвские земли приобрел великий князь московский Иван (III) Васильевич. Его внук царь Иван (IV) Грозный развернул в XVI столетии строительство Большой засечной черты. Она протянулась широким фронтом с запада на восток через все тульские земли, прикрывая Московское государство от набегов южных кочевников. Во время одного из набегов старая крепость Венёва была сожжена дотла, вместе с ней сгорела и деревянная часовня Параскевы Пятницы.

Корнике - прежнее название города, на месте которого расположился современный Венев
Храм Параскевы Пятницы в Веневе

Позже внутри крепости был построен каменный храм, который изначально назывался Параскевы Пятницы, но при Петре Первом переименовали в Воскресенский собор. Когда петровские запреты спали, в соборе появился предел в честь великомученицы Параскевы Пятницы.  Современное здание построено в 1825 года пленными поляками-католиками, поэтому внутри есть 2 комнаты-исповедальни, которые православной церковью используются сегодня под другие цели.

В советское время храм сильно пострадал (была снесена крыша). В 1989 году передан русской православной церкви. В 1996 году начались восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день. В монастыре есть три удивительные иконы: икона Казанской Божией Матери (она сегодня мироточит), Всех Святых (самая древняя) и икона покровительнице храма Параскеве Пятнице.

Икона Казанской Божией Матери в веневском храме Параскевы Пятницы

В 1560-е годы на высоком берегу Венёвки при впадении в нее реки Моржовки вырос новый город. Дубовый острог с башнями поставил здесь боярин Иван Васильевич Шереметев Большой. Это было мощное оборонительное сооружение, вооруженное пищалями и пушками, выдержавшее не одно нашествие крымских и ногайских татар, Литвы. В память о том времени до сегодняшнего дня сохраняются Стрелецкая и Пушкарская слободы.

Карта засечной черты

В Озеренской слободе жили казаки, которые «озирали» окрестности и сообщали о приближении врага. От Венёва на запад и север уходила так называемая Княжья засека, густой непроходимый заповедный лес, через который вели всего две дороги, на Тулу и на Каширу. Дороги эти прикрывали «городки» с башнями и воротами, имевшие каждый свой гарнизон. Каширское направление обороняли «засечные сторожа», жившие в Коломенской слободе. Принадлежавшее Веневу-монастырю село Хавки защищало Святые ворота на тульской дороге.

К Венёвской Княжьей засеке с юго-запада примыкала Корницкая засека, вдоль которой сегодня проходит трасса «Дон». На восток по северному берегу реки Осетр тянулись Оленьковская и Почесская засеки. В наиболее опасных местах устраивались дополнительные укрепления - земляные валы с «надолбами», заостренными в сторону неприятеля вкопанными бревнами. Об этом свидетельствуют сохранившиеся валы в различных местах Венёвской земли.

В XVIII—XIX веках Венёв - центр оживленной торговли. Круглый год купцы продавали свой товар в лавках, на базарах - во вторник и пятницу. Неузнаваемо преображался город в дни проведения ярмарок.

В  году было две ярмарки, летняя и зимняя. Самой большой была летняя, трехдневная, в десятую пятницу после праздника Пасхи. Зимой устраивалась ярмарка поменьше, на праздник Николы Зимнего, 19 декабря по новому стилю. Съезжались на ярмарку и окрестные крестьяне, и торговцы из других губерний. Карусель, толпа, гармони, крики зазывал, изобилие товара - все это венёвская ярмарка.

Столетиями в городе заправляли делами венёвские купцы Бородины, Расторгуевы, Оводовы, Зуевы, Белугины, Бубновы, Игнатовы, Костолындины, Тулины, Калачниковы, Завьяловы. В середине XIX века в городе насчитывалось более сотни купеческих семей. Венёвский уезд испокон веков был известен своими хлебными торгами далеко за его пределами. Сюда везли хлеб из хлеборобных черноземных губерний.

В 1778 году императрица Екатерина II пожаловала Венёву герб: золотая хлебная мера посередине серебряно-зеленых полос как символ хлебного торга города.  Мера – это ведро объемом 24 литра. На гербе она изображена в форме стакана.

Площадь Сенная г. Венев

Парадным въездом в город в XIX веке была Московская застава, отделенная от Сенной площади полосатым шлагбаумом. На Сенной (так называлась площадь до революции, сегодня носящая имя Пятак)торговали сеном, а также товаром, который не пускали в город.

Сюда съезжались крестьяне с окрестных сел, кузнецы. Их старались не пускать в город (навоз, грязь, лошади....), а удачную торговлю всегда хотели отметить, поэтому на границе Сенной площади и Московской заставы располагался кабак Кузнец, построенный в 1809 году, в 2014 здание было отремонтировано.

Здания на Сенной площади города Венев

Дальше Рандеву – почтовая станция. Вся российская империя была покрыта сетью почтовых станций. Через Венев проходил почтовый тракт Тула-Рязань. Кто в Рязань ехал, брал в Зарайске ямщика, прибывал в Венев, здесь его сдавали, брали следующего. Если его не было, то ожидали. Ямщики выезжали из арки (конюшня была во дворе), на первом этаже - ресторация (можно было перекусить), а вверху комната ожидания, тут же были номера, чтобы отдохнуть.

Венев

Необычно оформлено соседнее белое здание, в котором сегодня расположился Мособлбанк. Над окнами второго этажа под крышей фасад здания украшают круги. Веневцы называют их чебурашками. На самом деле это триумфальные римские венки. При Николае Первом было правило украшать дома в стиле русского ампира. Архитектор, работавший в это время в Веневе, почему-то выбрал такую необычную форму изображения, традиционно у венков есть листья, а тут только кольца.

Администрация города Венев

 

Аллея героев Великой Отечественной войны в Веневе

Далее за Сенной площадью и Московской заставой шла Хлебная площадь - сегодня административный центр города, где находится городское управление.

В центре площади установлен памятник Ленину и разбита Аллея героев Великой Отечественной войны
(35 человек).

Памятник Ленину в городе Венев

Интересную зависимость выявили местные краеведы, связав имя местного предводителя дворянства Григория Шаховского с достаточно большим количеством геров в Аллее Славы (все-таки городок небольшой, а героев аж 35!), решив, что это результат его программы по воспитанию патриотизма. Дело в том, что в 1912 году Григорий Шаховской издал книжку «Что полезно знать каждому человеку, живущему в России»и выпустил открытки по патриотическому воспитанию. Среди большинства его соотечественников того времени бытовало диаметрально противоположное мнение, что не стоит уделять такое пристальное внимание данному вопросу. Так Лев Толстой считал: « Патриотизм – это вариант рабства». При этом Шеховского упрекали, вот мол патриотизму учите, а в своем имении даже школы нет. В конце концов он взял большой кредит в банке (благо после революции ему не пришлось его отдавать), и построил сеть сельских училищ, где дети обучались по его программе. Идея была следующая: рассказывалась история России и объяснялось, что предки создали страну,  и теперь Ваша задача сохранять и развивать их достижения. До этого в школах обучали только грамматике и Слову Божиему. Дети подросли, началась вторая мировая война (им уже было по 35 лет) и благодаря таким установкам, активно защищали свои земли.

Здания училищ были организованы комфортно и разумно: классы с большими окнами, специальные комнаты для учителей (учительские). Все эти здания сохранились до сих пор. В одном таком сегодня находится служба скорой помощи.

Но торговали в городе не только сеном и хлебом. Были здесь и крупные мясные торговцы. Они закупали скот в южных губерниях и гнали его на север в Москву. Годы расцвета венёвского купечества отмечены активным строительством величественных храмов и личных каменных особняков. Развивались и общественные учреждения. С 1828 года ведет отсчет своей истории городская больница.

В 1834 году открылась первая школа - «городское училище». В 1839 году начало свою работу Венёвское духовное училище, выпускниками которого были многие известные люди. В 1869 году на живописном берегу реки Венёвки был устроен Городской сад, ставший местом отдыха всех горожан. В летнем театре Городского сада не раз устраивали театрализованные представления. Летними вечерами здесь играл духовой оркестр местной пожарной команды.

Купеческий дом купца Глухова (позже здание Земства, сегодня - музыкальная школа), считавшийся престижным для проживания в 19 веке. Здесь на ночевку останавливался Александр II в 1837 году со своим наставником Жуковским, когда ехал в Рязань. Потомки Жуковского тоже часто бывали в этом доме.

Венев

Изначально здание было в 2 этажа. Сегодня 1-ый этаж ушел под землю. Позже здание было выкуплено Земской управой в качестве гостиницы для управленцев: все губернаторы, что приезжали в город, останавливались именно в этом здании. 31 августа 1834 году очередной губернатор остановился на ночевку. Вдруг вспыхнул сарай во дворе дома. А так как все лето стояла засушливая погода, и был сильный ветер, огонь очень быстро распространился по городу, и в ту ночь выгорел весь Венев. Собранные местные дворяне смогли отстоять только один квартал: собор и присутственные места. Это было самое страшное стихийное бедствие.

Здание на перекрестке – здесь был самый большой ресторан до революции, принадлежал купцу Зайцеву. От рождения был крестьянином, уехал в Москву, там разбогател, вернулся в 70-х годах 19 века в город с большими деньгами, купил данный дом. На втором этаже была гостиница, внизу ресторан. Он оказался успешным предпринимателем. Его ресторан процветал. Он дважды избирался городской главой, был очень уважаемым человеком.

Дом купца Зайцева
Кабак Балчужный в Веневе

Кабак Балчужный – самый старый в городе. В советское время здесь располагался ликеро-водочный завод. Сегодня здание просто законсервировано. Вообще, в кабаках не закусывали. Считалось, кушать вне дома – не хорошо, а вот выпить – святое дело.

Центром Венева является Красная площадь, на которой большую часть территории занимал в XVII—XVIII веках Богоявленский мужской монастырь. В центре монастыря располагался Николаевский храм - это был самый большой храм в Тульской иепархии. В 2007 году на месте алтаря разрушенного храма веневцы поставили крест как знак покаяния. Храм был разрушен в 1952 году. Кирпич должен был пойти на восстановление жилого фонда домов, но на самом деле этот кирпич не возможно было использовать, т.к. он быстро превращался в труху. Два человека работали молоточками, отбивая раствор.

Николаевский храм в Веневе

Колокольню не разобрали только потому, что с 30-х годов прошлого столетия она включена в авиапланах как наземный ориентир для летчиков. Раньше не было навигаторов, летчики ориентировались в полете по наземным объектам. Летные трассы проходят над Веневом (над Тулой нельзя – крупный город).

Рядом с Николаевским храмом расположена небольшая кирпичная Казанская церковь. Первоначально она также принадлежала монастырю, позднее служила полковой церковью для войск, расквартированных в городе.

Башня Никольского храма в Веневе

Далеко за пределами города известна колокольня Николаевского храма Богоявленского монастыря, ставшая символом современного Венева. Вот уже более 150 лет она является самым высоким зданием Тульского региона, ее высота составляет 75 метров. Колокольня - настоящий шедевр архитектуры начала XIX века. Возведение Николаевской церкви затянулось на 42 года. Резолюция на постройку была выписана в 1801 году. В 1812 году строительство было прекращено, так как деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на вооружение венёвского ополчения. В 1834 году оно было прервано из-за страшного пожара, уничтожившего почти весь город.

Церковь была освящена в 1843 году. А колокольня была закончена только в I860 год. Колокольня сделана из местного известняка. На ней сегодня можно увидеть следы от пуль и снарядов. На Красной площади в декабре 1941 года развернулись ожесточенные бои. Это была последняя площадь, которую покинула Красная Армия, держащая круговую оборону. Много сохранилось немецких фотографий об этих событиях в краеведческом музее города.

Сегодня колокольня вошла в культурное наследие России. По плану  ее реставрация будет в 2016 году, и уже выделено из федерального бюджета около 7 млн. руб. По проекту заложена смотровая площадка на втором ярусе.

Местные краеведы считают, что архитектором колокольни был Василий Иванович Баженов, либо кто-то из его учеников. Сам архитектор захоронен недалеко от Венева, в селе Староглаза (от платформы Кашира недалеко) в 1799 году зимой. А через полгода прибыла комиссия из Санкт-Петербурга изъять архив с его разработками, но ничего не смогла получить, только парочка акварелек висело в качестве постеров в избах крестьян, т.е. разработки разошлись по рукам. В это же время у местных купцов появляется эскиз величественного храма с колокольней, но нигде автор так и остается неизвестным.

Строительство Николаевского храма велось на пожертвования всех горожан.
Самый большой вклад сделал выходец из венёвской Коломенской слободы Матвей Ярцев, ставший московским купцом-миллионером.

Богоявленская церковь Венев

В юго-восточной части Красной площади города, довольно круто спускающейся к живописной долине реки Веневки, возвышается стройная шатровая колокольня и спрятавшаяся за нею Богоявленская церковь - главный храм Богоявленского монастыря.

Всего в городе в начале XIX века существовало восемь храмов, шесть из них сохранились до наших дней в различном состоянии. Три из них сегодня являются действующими: Иоанно-Предтеченский, Воскресенский и Богоявленский.

Рядом с Богоявленской церковью на Красной площади находится еще один уникальный памятник архитектуры - Венёвские Каменные палаты - старейшее административное здание не только в городе, но и во всей Тульской области. Оно было возведено в конце XVII века. С конца XVIII века здание занимал городской магистрат. С середины XIX века - городская управа и городская Дума.

Веневские каменные палаты

 

Здесь же находился «Городской общественный банк». С 1980 года в Каменных палатах разместился Венёвский краеведческий музей. Его экспозиция рассказывает о жизни венёвцев в древности и содержит много редких экспонатов.

Во второй половине XIX века пришли тяжелые времена, настала индустриальная эпоха. В 1868 году начала действовать Курская железная дорога, которая прошла в стороне от Венёвского уезда. Не сложилась в уезде и крупная промышленность. Но венёвцы не опустили руки, уже в 1871 году местные дворяне совместно с крупными купцами стали добиваться проведения новой железной дороги через город.

Железно-дорожный вокзал в Веневе

Тридцать лет с переменным успехом продолжалась эта борьба. Только в 1904 году началось регулярное сообщение с Москвой по Венёвской ветке Рязанско-Уральской железной дороги. Начала возрождаться венёвская торговля. Оживилась городская жизнь. Появилось уличное освещение с помощью газовых фонарей. Вскоре началась электрификация Венёва.

Одним из первых «клиентов», получивших электричество, стала только что открытая Женская гимназия. По городу заколесили первые автомобили и мотоциклы.

Советская власть обошла Венев стороной. Расширили железную дорогу, но больше серьезных преобразований не было. Лишь в 70-х годах прошлого столетия решили построить 3 шахты в связи с расширением подмосковного угольного бассейна. Для шахтеров построили 8 микрорайонов города. Произоше бурный рост населения. Панельные пятиэтажки выросли в новых микрорайонах - Южном и Северном - без ущерба для исторических памятников. В 90-х годах данные угольные разработки оказались не рентабельными. Нужно долго обогащать – дорого. Все шахты были законсервированы. Венев опять превратился в тихий уездный городок, не затронутый индустриализацией. Таким образом, до нас дошел старый Венёв в своем неповторимом виде.

назад к фотографиям

 

Добро пожаловать