Добро пожаловать
 

 

Мое фото

Контакты

e-mail: pia04@mail.ru

Ирина

*******************

Правила поведения для нечленов общины (нестарообрядцев)

 

Каждый православный христианин должен
быть искренне рад, если люди неверующие или инаковерующие приходят в старообрядческий храм с чистыми намерениями. Но нельзя забывать, что храм – не музей и не театр. Это освященное место для соборной молитвы. Поэтому вполне естественно требовать от приходящих благоговейного отношения к святому месту.

Посещение храмов нестарообрядцами возможно при соблюдении ими правил поведения и одежды, исстари принятых в Православии.

Женщины носят юбки ниже колен, одежду с длинным рукавом, на голове - платок. Брюки, шапки, шарфики, макияж в храме не годятся.

Мужчины должны быть в брюках, с длинным рукавом. Обувь у всех должна быть закрытая, причем для женщин - без высоких каблуков. Сумку с плеча следует снять, руки держать на груди.

Креститься и кланяться - не положено.

Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предло­жено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и не совершать никаких молитвенных действий.

Лучшее время посещения храма для желающих поприсутствовать на богослужении - канун церковных праздников, в частности субботний вечер. В это время в храме не так многолюдно, не совершается Литургия, а размеренное знаменное пение при полумраке создает возвышанную молитвенную атмосферу.

Свечи полагается ставить в самом начале службы или по ее окончании, при этом не следует поворачиваться к иконам спиной.

В храме не положено фотографировать, а также производить аудио- и видеозапись.

Если у Вас имеется серьезный вопрос к священнику, не пытайтесь решить все на ходу: лучше договориться об отдельной встрече.

Наконец, не обижайтесь, но простите, Христа ради, если какие-то замечания показались Вам несправедливыми. Помните, что все мы люди грешные и, к сожалению, порой не каждый из нас достаточно тактичен.

Для москвичей лучшим поводом для знакомства со старообрядчеством является праздник Недели (воскресенья) Святых Жен-Мироносиц, ежегодно отмечаемый Православной Церковью во второе воскресенье после Пасхи. В эти дни старообрядцы в своем главном духовном центре празднуют официальное окончание 250-летних гонений от властей и господствую­щей церкви. В 1905 году указом Николая 11 были открыты опечатанные алтари Рогожских храмов, и священники впервые за 50 лет смогли отслужить в них Божественную Литургию, причастив достойных христиан Телом и Кровью Христовой.

Этот, пожалуй, самый «светский» старообрядческий праздник проходит при стечении тысяч верующих и гостей со всех уголков света, сопро­вождается Крестным ходом, радушной ярмаркой. Завершается праздничный день трехчасовым концертом знаменного пения в Покровском кафедральном соборе - удивительном событии и для любителей, и для знатоков древнего пения.

Духовный центр русского старообрядчества Рогожское

 

Рогожское кладбище. В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы – чумы, занесенной в первопрестольный град солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны. Эпидемия усуглубилась в 1771 году. По распоряжению властей все кладбища в черте города были закрыты, среди них оказались и два старообрядческих. Взамен них старообрядцам выделили землю для захоронения умерших от чумы в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Основанием для устроения особого старообрядческого кладбища и часовни при нем стало высочейшее соизволение государыни императрицы Екатерины II, последовавшее 25 марта 1771 года. Первым чумным, похороненным здесь, оказался старообрядец Матвей Васильевич Сумнин, умерший 11 сентября 1771 года (могила не сохранилась). К сожалению, не сохранились и братские могилы чумных с обелиском (остался лишь курган), которые были уничтожены в 1930-е годы. На кладбище нашли свой последний покой многие поколения знаменитых и малоизвестных купеческих, священнических, крестьянских, служилых родов, а также старообрядческие архиереи. Множество могил и памятников «представителей эксплуататорских классов» было уничтожено в 1930-е годы. Надгробия были распилены и пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций московского метро. Одновременно с этим на кладбище стали хоронить не только старообрядцев, но всех без различия. Бытует мнение, что будто бы в 1930-1940-е годы на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий. В1970 году с внутренней стороны южной стены кладбища был устроен колумбарий. Несмотря на все это, Рогожское кладбище не утратило старообрядческой особенности.

Церковь святителя Николы чудотворца (Никольская). Деревянная часовня во имя св. Николы чудотворца была построена в 1771 году. Ее первым настоятелем стал священник Василий Степанов. В1776 году на том же месте возвели каменный Никольский храм. В 1854 году его отобрали у старообрядцев и передали единоверцам. В 1863-66 годах Никольский храм полностью перестроили по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева (1831-1895). Северный придел устроен во имя иконы Покрова Пресвятыя Богородицы, южный – во имя иконы Божией Матери Троеручицы.

Церковь святителя Николая. Рогожское

В 1929 году Покровский придел власти передали общине беглопоповщев (Древлеправославная Церковь). Центральный храм и южный приделы оставались за единоверцами, но к 1960-м годам, они молились лишь в южном. В 1988 году единоверческий приход был аттестован Советом по делам религий при Совете министров СССР как бесперспективный и богослужение  здесь было переведено на новый обряд. В 1993 году храм покинула и община беглопоповцев. В настоящее время церковь находится в ведении Московской патриархии РПЦ.

Кафедральный собор Покрова Пресвятыя Богородицы (Покровский). Сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова (1738-1812) как летный  (неотапливаемый ) храм. Имеет три придела. Центральный – во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Северный – во имя святителя Николы чудотворца.Южный – во имя преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца.

Кафедральный собор Рогожское (Покровский)

До строительства новобранческого храма Христа Спасителя собор превосходил по размерам все церкви Москвы. Через два года после отобрания у старообрядцев Никольской церкви алтари Покровского собора в 1856 году были закрыты на замки и опечатаны царскими властями. Бескровная жертва на литургиях приносилась в походных алтарях, установленных на солее, с перерывами вплоть до 1905 года, когда  алтари по указу  государя императора Николая II были распечатаны.

Собор Рождества Христова . Рогожское

Поклонный крест Матвею Ивановичу Платову (1751-1818) старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии, графу, герою Отечественной войны 1812 года.

С 1863 года  по настоящее время здесь находится первосвятительская кафедра предстоятеля Русской Православной старообядческой Церкви, ныне – митрополита Московского и всея Руси. В 1922 году Покровский собор, как и все старообрядческие храмы, подвергся «изъятию церковных ценностей» со стороны советской власти. Общий вес конфискованного большевиками серебра и жемчуга на Рогожском кладбище составил более тонны. В 1927 году Освященный собор старообядческой Церкви постановил: «Рогожское кладбище есть Старообрядческий Кремль всей России – это есть достояние всего старообрядчества…».

Покровский собор Рогожское

Собор Рождества Христова (Христорождественский). Сооружен в 1804 году по проекту архитетора Ильи Даниловича Жукова (1763-1837) как зимний (отапливаемый) храм. Имел три придела. Центральный – во имя Рождества Христова. Северный – во имя преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Южный – во имя святителя Николы чудотворца. В 1856 году алтари Христорождественского собора тоже были закрыты на замки и опечатаны царскими властями. После 1905 года и вплоть до 1927 года в храме регулярно проходили Освященные соборы старообрядческой Церкви. В 1922 году храм подвергся большевистскому ограблению, называемому «изъятием церковных ценностей». В 1929 году советская власть церковь закрыла и организовала в нем рабочую столовую с пивной. В 1970-е годы в обезглавленном бывшем храме размещались запасники музеев Московского Кремля. Возвращенное старообрядцам в конце 199-х годов полуразрушенное здание за последнее десятилетие было полностью восстановлено. В настоящее время в нем продолжается внутренняя реставрация.

Храм-колокольня во имя Успения Пресвятыя Богородицы (Успенский). Сооружен в 1908-1915 годах по проекту архитектора, имеющего старообрядческие корни, Федора Федоровича Горностаева (1867-1915)) в память распечатания 17 апреля 1905 года старообрядческих алтарей по указу государя императора Николая II. Освящен во имя Христова. Строился на многочисленные пожертвования старообрядцев. Основную лепту внесли Феодосия Ермиловна Морозова (1836-1919) и Мария Федоровна Морозова (1830-1911).Главный руководитель строительства и благоукрашения храма стал московский купец Иван Петрович Трегубов (1874-1938). По установившейся московской традиции колокольня была возведена чуть ниже кремлевской колокольни Ивана Великого.

Храм-колокольня во имя Успения Пресвятыя Богородицы

В ней были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые и размещались здесь с 1912 по 1924 год до их конфискации большевиками. В 1929 году по решению властей колокола были сняты, при этом самый большой из них в тысячу пудов был разбит. В 1933 году отобран и сам храм-колокольня. В 1947 году полуразрушенное здание возвратили Церкви. В 1949 году храм был заново освящен во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1988 году возобновлен колокольный звон. В 1990 году из МХАТа вернули старообрядческий колокол весом более четырех тонн, который тогда же подняли на звонницу.

Дом причта. Здание конторы гостиницы и кладбища построено в 1863-1866 годах. Контора кладбища помещалась в одной из комнат первого этажа. В других помещениях размещались кабинет попечителей кладбища, кухня, склад церковно-хозяйственны принадлежностей. В верхнем этаже находились два огромных зала для собраний и устройства поминок, а также комнаты для приезжих. В советское время здание использовалось сначала под школу, в конце 1920-х годов здесь разместилось студенческое общежитие, затем жилой дом, по окончании войны – снова общежитие. После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. В настоящее время здание полностью восстановлено и готово к устройству в нем пребывания митрополита, зала соборов и различных служб Рогожской общины и Митрополитии.

Больница. Лечебница в память Сергея Ивановича Морозова (1861-1904), потомственного почетного гражданина. Самое вместительное и отлично оснащенное медицинскими приборами и квалифицированным персоналом лечебное учреждение Рогожского. Построено в 1909 году на средства его матери Феодосии Ермиловны Морозовой (1836-1919) по проекту архитектора Василия Михеевича Борина (1863-1926). НА первом этаже находились гардеробная, сени, зал ожидания и аптека. На втором лечебные палаты и процедурные. В советское время здесь помещалась стоматологическая поликлиника. Возвращена Церкви в 1997 году. В настоящее время ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Певческие палаты. Первоначальное здание построено в 1820-е годы. Перестроено в 1913 году. Здесь  размещались квартиры для семей певчих и священства числом до двадцати семей. Возвращены Церкви в 1997 году.

Иноческие кельи. Построены в середине XIX века. Возвращены Церкви в 1997 году. В настоящее время здесь располагаются различные службы Митрополии.

Дом Акимова.

Часовня. Построена в 1820-е годы, перестроена во второй половине XIXвека. В советское время в часовне находился склад, затем располагалось домоуправление. В 1950 году здание передали для нужд старообрядческой Архиепископии. В 1952 году к нему была сделана пристройка. Ныне здесь – резиденция старообрядческого митрополита Московского и всея Руси.

Богадельня Белова. Богаделенный дом купца Якова  Ивановича Белова ((1824-18889), хозяина шерстно-бумагопрядильной фабрики, был построен во второй половине XIX века. В советское время в здании сначала располагалась школа, потом детский дом. Ныне здесь ведутся реставрационно-ремонтные работы.
Богадельня Бугровых. Построена во второй половине XIX  века.
Певческие палаты. Первоначальное здание построено в 1820-е годы. Перестроено  в 1915 году. Здесь размещались квартиры для семей певчих и священства числом до двадцати семей. Возвращены Церкви в 1997 году.

Иноческие кельи. Построены в середине XIX века. Возвращены Церкви в 1997 году. В настоящее время здесь располагаются различные службы Митрополии.

Богадельня Бугрова. Построена во второй половине XIX века. Возвращена церкви в 1997 году.

Бывшие бани. Построены в конце XIX века. Использовались по прямому назначению вплоть до 1960-х годов. Затем здесь размещалась зеркальная мастерская. Возвращены Церкви в 1997 году. Ныне – старообрядческие трапезная, книжная, казачья и продуктовые лавки.

Старообрядческий богословско-учительский институт. Основан в 1911 году при общине Рогожского кладбища. Специальное здание для него построено в 1915 году по проекту архитектора Федора Алексеевича Ганешина (1875-1957). В институт принимались старообрядцы всех согласий. В начале 1917 года в его четырех классах обучалось 90 учеников. Первым директором института стал Александр Степанович Рыбаков (18884-1977), выпускник историко-филологического  факультета Императорского Московского Университета. С 1917 года инститтут возглавлял выдающийся старообрядческий писатель Федор Евфимиевич Мельников (1874-1960). Институт, как и другие учебные заведения с таким наименованием в дореволюционной России, являлся средним образовательным учреждением и приравнивался к гимназии. Его выпускники получали специальность учителя и право на поступление в высшие учебные заведения. В 1918 году институт был закрыт большевиками, и здание его ныне используется для светского образования.

Святые врата.

Южные врата.

Пруды. В восточной части Рогожского расположены два пруда, соединенных между собой узким проливом. Три моста соединяют берега прудов. Ранее пруды наполнялись водой от обилия родников и были проточными. В советское время пруды засыпали и полностью уничтожили. На их месте сначала была устроена свалка, а потом организован стадион, гаражи, ипподром, просуществовавшие до середины 2000-х годов.

Беседка – Иордань. На северном мосту возведена Иордань в виде парковой  беседки.

Водосвятная часовня. На восток за Иорданью над колодцем возведена шатровая водосвятная часовня, предназначенная для совершения чина освящения воды

назад к фотографиям
Добро пожаловать