Добро пожаловать
   

 

Мое фото

Контакты

e-mail:
pia04@mail.ru

Ирина

 

План современного
города КИМРЫ

План города Кимры

  1. Церковь Вознесения Господня (1813)
  2. Дом Н.Н.Носова (1880)
  3. Дома деревянного модерна по ул. Орджоникидзе.
    1920-е годы
  4. Дом деревянного модерна(ул. Московская 30). 1920-е годы
  5. Дом Н.А.Жардецкого.
    1920-е годы
  6. Дом купца Теплова (1906)
  7. Дом В.М.Сухарькова (1911)
  8. Дома братьев Лужиных по ул. Кирова. Начало XX века
  9. Дом А.Е.Рыбкина (1912)
  10. Дом Серепьевых.
    Начало XX века
  11. Дом М.А.Столярова.
    Начало XX века
  12. Дом В.Д.Собцова (1895)
  13. Дом О.В.Потапенко (1890)
  14. Дом И.К.Тунцова. Середина XIX века
  15. Спасо-Преображенский собор (1902-1911)
  16. Дом С.И.Горбылёва.
    Середина - конец XIX века
  17. Дом Д.Н.Зайцева.
    Конец XIX века
  18. Дом В.С.Шокина (1917)
  19. Здание почты (1910)
  20. Здание фабрики «Якорь» (1907)
  21. Гостиный двор (1914)
  22. Здание Театра драмы и комедии.
    Конец 1930-х годов
  23. Здание пожарного депо. Конец XIX века
  24. Здание бывшего «Кимрского Общественного крестьянского банка». Середина XIX - начало XIX века
  25. Здание Кимрского краеведческого музея (1870)

 

Кимры. Вид города Кимры.

небольшой городок в Тверской области. Расположен на обоих берегах Волги и впадающей в нее речки Кимрки. Статус города получили в 1917 году. До этого был крупным торгово-промышленным селом, которое со 2-й пол. XIX века неофициально именовали «столицей сапожного царства», снабжавшего своим башмачным и сапожным товаром обе столицы и едва ли не половину России.

 

Архитектура города

Начнем знакомство с городом с Зареченской стороны или, как говорили в прошлом, Вознесенской. От центральной части ее отделяет речка Кимрка. По одной из версий, речка эта дала имя и самой местности - Кимра. Версий о происхождении названия села немало. С подачи историка XVIII века В.Н.Татищева, название это оставили киммерийские племена, поднявшиеся до этих мест с берегов Северного Причерноморья. Другая версия связывает название с воинственными кельтами, обитавшими в Уэльсе. Третья, отталкиваясь от того, что в I тыс. до н. э. край был заселен финно- угорским племенем меря, соотносит с ним и название местности.

Мост через речку Кимрка

Съехав с моста, мы попадаем в старую часть Кимр. Предположительно, здесь еще в XVI веке сложилась Ремесленная слобода, жители которой промышляли рыбной ловлей, сапожным и кузнечным промыслами, были хорошими судоводителями..

Связанные круговой порукой в отбывании служб и платежей, они имели и некоторые права на самоуправление: выбирали старосту, его помощников и окладчиков.

Главной достопримечательностью Заречья является церковь Вознесения Господня (Вознесенский пер., 1). Это самое старое каменное строение Кимр. Храм построен в 1813 году на месте прежних деревянных церквей - Вознесенской и Успения Божией Матери. Главными строителями были находившиеся в зените славы и денежного могущества братья Башиловы. Выполненный в формах зрелого классицизма, объем храма представляет собой двух-светный четверик с пятиглавием на узких барабанах.

Церковь Вознесения Господня
Кимры

В 1829 году другой «божий усердник», зажиточный крестьянин Александр Степанович Мошкин, на свой счет пристраивает к церкви трапезную и колокольню. Иконостас, золочение крестов, стенная роспись также были выполнены на его средства. Заботиться о храме он завещал и своим детям.

Судя по дошедшим до нас документам, Александр Степанович был личностью незаурядной. Когда на рубеже XVIII-XIX веков началась активная торговля хлебом с Петербургом, кимрские крестьяне были в числе первых торговцев, а А.С.Мошкин первенствовал не только по количеству продаваемого хлеба, но и своим умом.

Современники писали: «Александр Степанович Мошкин имел обращение аристократическое, ум чрезвычайно развитой разнообразными познаниями, был принят в Петербурге в круг хорошего общества, где его очень уважали». Владелица Кимр Екатерина Васильевна Скавронская Литта выдавала ему различные доверенности для разрешения от ее имени всяких «тонких» дел. В Краеведческом музее находится портрет А.С.Мошкина, выполненный в I-й пол. XIX века неизвестным художником. Скончался Александр Степанович в 1841 году, будучи корчевским купцом 2-й гильдии, но места жительства в Кимрах не изменил.

Среди служителей Вознесенского храма были незаурядные личности. Сорок лет, с 1823 года, пастырем прихода был священник Алексей Иванович Никольский. Он сотрудничал с Императорским Географическим обществом В 1848 году по заданию Общества написал исследование о быте и культурных особенностях Кимр, став, таким образом, их первым краеведом. За доставление сведений, «служивших к определению климата и этнографических», дважды получал от Географического общества изъявления искренней благодарности.

Более ста лет служили в храме три поколения крестьян Носовых. Первый, Николай Иванович, был псаломщиком уже в 1823 году. Именно он подробно рассказал в 1856 году Александру Николаевичу Островскому о рыбной ловле на Волге, за что был удостоен великим драматургом в одном из своих произведений звания «единственного рыболова в Кимре». После смерти Николая Ивановича псаломщиком в храме служил его сын Константин, а затем должность унаследовал внук Иван.

Другой сын «единственного рыболова в Кимре» - купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин - Николай. Он владел сапожной мастерской, из которой выходили лучшие по качеству мужские сапоги: охотничьи, лакированные, личные. На Всероссийской выставке 1882 года изделия Николая Николаевича получили бронзовую медаль.

Двигаясь вглубь Заречья, среди деревянных домов мы увидим каменный, белый двухэтажный дом Н.Н.Носова (ул. Орджоникидзе, 35). Большой славой пользовался разбитый за домом сад. В нем произрастали диковинные деревья, клумбы радовали необычными цветами, в вольерах содержались экзотические птицы, как, например, павлины. После октября 1917 года знаменитый сад был преобразован в городской, ставший любимым местом отдыха кимряков.

Кимары

 

 

Кимры

На другой стороне улицы и сегодня не перестают радовать и удивлять сказочные дома (ул. Орджоникидзе, 22, 24, 26, 28, 30), выполненные в стиле деревянного модерна в годы нэпа. Один из них, дом № 28, построил удивительный человек - Макар Андреевич Рыбаков. Таких людей часто называют самородками. Сапожник-кустарь, бухгалтер, а главное, - писатель Кимр. Его трилогия «Пробуждение», «Лихолетье», «Бурелом» - яркие, сочные жанровые картинки из жизни Кимр и окрестностей, в которых живо и точно показаны быт, нравы, характеры жителей села и окрестных деревень начала прошлого века.В формах модерна, также в годы нэпа, застроена в Заречье и целая улица, Московская, что делает ее уникальной, поскольку уже к 1915 году этот стиль фактически полностью исчез из архитектурных предпочтений в России.

Кимряки с давних времен придирчиво относились к своим домам, и на их украшение не жалели сил. Ведь дом торговца, дом ремесленника - его визитная карточка Особенно повышенное внимание было к устройству крыш. Кровля приобретала значение головного убора, как и окна - значение глаз. О достатке хозяина судили по высоте кровли. В промышленном селе Кимры те, кто побогаче, не довольствовались просто двухскатной кровлей, а делали ее непременно фигурной, высокой на четыре ската Если скаты соединялись в вершине в островерхую пирамиду, то кровля называлась шатром. Если же продольные скаты сводили в одно горизонтальное ребро - «князёк», то в зависимости от высоты кровля именовалась уже палаткой или скирдой.

В кимрском модерне эти палатки, шатры, усеченные пирамиды засверкают особым блеском над высокими крыльцами, акцентирующими вход в дом (ул Орджоникидзе, 24, 30; ул Москов­ская, 40, 42/5; ул. Пушкина, 19). Часто встречающиеся полуциркульные окна и чисто кимрское украшение в виде мезонина в три окна с балконом и навесом в виде широкой арки (ул. Московская, 30) придадут застройке своеобразие и самобытность.
Путешествовать по кимрскому деревянному модерну - это настоящее удовольствие.

«Мы след распахиваем длинный, Волну срезая на бегу!
Вот Кимры, городок старинный, Встает на левом берегу.
На радость горожанам, верно,
Дома здесь строили купцы,
Здесь деревянного модерна Встают живые образцы».
И прекрасными жемчужинами рассыпаются вдоль улиц.

Кимры

Около моста через Кимрку, на ее левой стороне, стоит небольшой деревянный дом врача Н.А.Жардецкого (ул. Кирова, 3) построенный в годы нэпа.

Неповторимость и особенную выразительность ему придают элементы немецкой архитектуры: фахверк, башня, напоминающая о средневековом замке, срез двухскатной кровли со стороны фасада - прием, характерный как для немецкой архитектуры, так и для модерна. Сохранил дом и другие любопытные элементы стиля, в частности, красивое, асимметричное расположение разных объемов здания.

Неподалеку прежде радовал взоры дом В.М.Сухарькова (ул. Пушкина, 19), торговца кожевенным товаром и лоскутом (не сохранился).

Кимры

Мощный, в два этажа терем с угловым выступающим эркером, который завершала выразительная усеченная палатка, декорированная кокошниками, - этот тип модерна целиком родился в нашей стране. В столярных работах была применена так называемая томская резьба, ажурной сказкой смотрелись навесы-маркизы над окнами. В декоре - имитация клёпок и накладок - «волчий зуб», одни из любимых приемов модерна.

Кимры

Словно нависающая над улицей волна выделяется эркер дома Серепьевых (ул. Кирова, 23), крупных кимрских торговцев. Необычайно эффектно смотрится деревянный сруб в асимметричной композиции, роскошное окно эркера и навершие в виде усеченной палатки-башенки.

Надо отметить, что кимрские теремки - сказ особый. Здесь наиболее яркоотразилась душа русского модерна. Один из них построили братья Лужины (ул Кирова, 286) в начале прошлого столетия.

Кимры

Сразу обращает на себя внимание не имеющий привычного крылечка оригинальный вход, который делит архитектурную композицию рубленого купеческого особняка на две равные, но совсем не похожие друг на друга части. Левая - под сравнительно низкой крышей; по фасаду - одно широкое, скругленное сверху так называемое полуциркульное окно. Правая половина крыта двухскатной кровлей, что делает эту часть как бывыше. И также одно, но уже круглое окно. Над коридором поднимается двухэтажная бревенчатая вышка с небольшими окошками. Над кровлей вышки - четырехгранный шатер. Еще один такой же шатер установлен на князьке левой половины теремка. По фасаду и вокруг окон рассыпаны растительные узоры.

Кимры

Еще одно «деревянное чудо» - дом А.Е.Рыбкина (Набережная Фадеева, 10). Трудно не залюбоваться сочными крупными деталями, большим круглым окном, пагодообразным завершением кровли дома и примыкающей к нему живописной верандой, увенчанной куполом.

Не менее интересны и каменные строения Кимр, выполненные в стиле модерн. Например, дом братьев Лужиных (ул. Кирова, 28а), построенный в духе и по мотивам ведущего архитектора эпохи модерна Ф.Шехтеля. В нем нет красивого лепного декора, что обычно привлекает внимание. Но как же выразителен огромный, нависающий над улицей балкон с красивыми решетками, напоминающими египетские папирусы, будто бы согнувшиеся от сильного ветра Слева и справа от балкона, как два крыла, выступают фронтоны. Над чердачным окном в окружении штукатурки - необычный декоративный элемент в виде шестиконечной звезды: в древней русской символике это знак Перуна. Его помещали на домах для того, чтобы отвести удар молнии.

Кимры

Декоративный язык модерна очень символичен. Здесь и пинакль, олицетворяющий луч надежды, путеводный маяк; и крин, характерный для древности орнамент, обозначающий на языке символов пожелание владельцу дома процветания; и диск Осириса Все эти элементы наиболее часто встречаются в кимрском модерне (здания бывш. Купеческогоклуба, Торгового дома Серепьевых на ул. КМаркса, 3 и др.)

Кимры

Уникален каменный особняк купца Теплова (ул. Кирова, 5), построенный в формах рационального модерна На общем фоне его выделяют подковообразные, растянутые по горизонтали окна. Над ними - белые полукруглые рамы, напоминающие брови, предназначенные, скорее всего, для размещения вывесок. Выделение удобных мест для рекламы характерно для стиля, относившегося с уважением к человеку.

Модерну было свойственно создавать красивые углы. Как, например, это сделано на доме М.А.Столярова (ул. Троицкая, 46/18), производителя обуви. Над тремя полукруглыми окнами эркера снежной шапкой нависает выразительный, вздернутый карниз.

Кимры
Кимры

В плотной застройке доходных зданий на улице Володарского (бывш. - Большая) обращает на себя внимание походящий на небольшую крепость дом В.С.Шокина (№ 11), также производителя обуви. Построен он был накануне суровых октябрьских событий 1917 года, что нашло отражение в его внешнем облике. Как и многие дома, выполненные в традициях модерна, он асимметричен. Левую часть прорезает полукруглый эркер с высокими щелевидными окнами. Правая часть дома интересна игрой объемов, что придает ему динамику. Крупные формы - три огромных окна - формируют внешний вид центральной части дома.

Такие здания встречались в волжских городах. Для Кимр же это уникум, поскольку оно было единственным зданием такого рода.

По-другому, намного веселее смотрится здание почты (ул. Володарского, 18), расположенное напротив. Онобыло построено в 1910 году на смеси классической, античной архитектур и стиля модерн. Античность особенно ярко проявилась в декоре перил над карнизом, в расстекловке окна, в имитации перил под окнами второго этажа.

Кимры

От модерна зданию достались мягкие очертания асимметричного входа в дом, сочетание плитки «кабанчик» и лепнины под эркером.

Русский модерн, зародившийся в большей мере как отзвук тех процессов, которые происходили в архитектуре Западной Европы, был неоднороден. Под этим понятием объединились достаточно далекие явления. Объединял их всех поиск нового архитектурного языка. Одним из проявлений поиска был обособившийся внутри модерна новорусский или неорусский «стиль». Он выражал собой попытку создания национальных форм в современной архитектуре, вольно трактуя наследие древнерусского и народного зодчества.

КИмры

В Кимрах в этом стиле выполнен Спасо-Преображенский собор (ул. Урицкого, 65), построенный в память выздоровления в 1900 году царя Николая II. Заложен храм над целебным источником 21 июля 1902 года, первых прихожан принял в 1911 году.

По проекту рассчитан на тысячу человек. В основании - четырехстопный четверик, который завершают пять высоких шатровых глав с восьмиугольными световыми барабанами, увенчанными луковичными главками. Архитектурной особенностью храма является вертикальное членение стрельчатых высоких, почти готических окон второго этажа. Линия карнизов обрамлена килевидными кокошниками.

Судьба храма драматична: в 1929 году он был закрыт, настоятель Федор Колеров, прихожане А.Бойков и М.Болдаков - расстреляны (позже причислены к лику святых). Вновь храм передан верующим в 1947 году. Сегодня в нем находится переданная Кимрским краеведческим музеем в 2001 году Иверская икона Божией Матери - покровительница Кимр. Она была прислана в дар Покровскому собору архимандритом Иосифом с братией из Афонского Андреевского скита и 19 мая 1901 года торжественно прибыла в город.

Представляет в Кимрах интерес и сохранившаяся торгово-ремесленная застройка начала XX века, а ее жилые и торговые соорукения являются уникальным примером разнообразия вкусов кимряков конца XIX - начала XX века.

Ядром композиции остается Большая Соборная площадь (ныне - Октябрьская). Главной торговой доминантой была улица Ильинская. Она связывала Кимры с селом Ильинским, откуда и получила название. Тесно примыкающие друг к другу дома, выполненные в стиле купеческих особняков, хранят неповторимый облик улицы на стыке XIX-XX веков и таят любопытные страницы из жизни старых Кимр. Дома эти и сегодня старожилы называют по имени их владельцев: Собцова, Потапенко, Тунцова...

Одной из престижных торговых точек был дом В.Д.Собцова (ул. Урицкого, 5), скупщика обуви. Крупные вывески сообщали имена владельцев магазинов и предметы торговли. Свой двухэтажный особняк Василий Дмитриевич построил в 1895 году, когда село охватил настоящий строительный бум. Большая арка давала ощущение глубины внутреннего пространства, четырехгранный куполвенчал центральную часть здания. Помещения второго этажа отличались богатством отделки - лепнина, красочные панно и росписи украшали потолки, стены. Мебель была дорогой, в стиле модерн. Кое-что из нее сохранилось и сейчас находится в Краеведческом музее. Нижний этаж В.Д.Собцов сдавал владельцам магазинов. Известно, что в 1911 году в доме размещался модный мануфактурный магазин «Торговый дом Николай Рыжков и К°». Николай Ильич был родом из купеческой семьи г. Калягина. В Кимрах обосновался в концевека. Помимо торговли увлеченно занимался фотографией, состоял членом Кимрского отделения Русского фотогра­фического общества, имел собственную фотомастерскую, издал около 50 фотографий с видами села, которые вышли массовым тиражом в Москве в фототипии К.Фишера.

В этом же ряду несколькими годами ранее построил дом О.В.Потапенко (ул Урицкого, 9). В общей застройке двухэтажное здание выделяется двумя симметричными эркерами на флангах главного фасада. Онуфрий Васильевич Потапенко был личностью необычайно колоритной. Выходец из донских казаков, торговал кимрской обувью в Малороссии. Но ему так понравился деловой ритм села Кимры, которое «сапогом промышляет», что он переехал и женился на кимрячке, построил в селе Абрамове, близ Кимр, кожевенный завод, на котором наладил выпуск модного так называемого гамбургского товара не затратного в производстве, но пользующегося хорошим спросом. Технология производства «гамбурга» держалась в секрете. Но не долго: О.В.Потапенко недооценил кимряков, любопытных до всего нового и выгодного, и спустя незначительное время в Кимрах было уже 10 мастерских, изготавливавших этот товар.

Замечательные подробности минувших лет хранит и дом И.К.Тунцова (ул. Урицкого, 22), выходца из села Губин-Угол, богатого торговца обувью.

Кимры

Одной их красивейших улиц Кимр была Большая улица, в 1925 году получившая имя Володарского. В старину здесь проходила дорога на Корчеву. По преданию, при боярине Федоре Петровиче Салтыкове на том месте, где сегодня стоит водонапорная башня, были «заставные ворота», и всякий, кто ехал торговать на Кимрский Торжок, должен был платить «мыт», дорожную пошлину.

Застроенная приземистыми домишками, улица к концу XIX века существенно изменила свой облик. Лицо ее стали определять богатые купеческие особнячки, выстроенные на городской манер и придававшие улице респектабельный вид. Среди них угловой дом С.И.Горбылёва (ул. Володарского, 7), производителя обуви, который одним из первых в селе осуществит надстройку третьего этажа и украсит здание тремя шатровыми башенками, стилизованными под старину. Нижние этажи займут магазины, на втором разместится отделение Азово- Черноморского банка. Советские страницы истории дома интересны тем, что сюда в гости к журналистам газеты «Кимрская жизнь» в 1941 году, накануне войны, заходил приехавший на свою «малую» родину Александр Александрович Фадеев.

Тесно примыкает к дому следующий «насельник» улицы - дом Д.Н.Зайцева (ул. Володарского, 9), торговца рыбой. В левой его части на первом этаже находился большой рыбный магазин с аквариумом, так что покупатель имел возможность отправиться домой с живым товаром.

Верхние этажи арендовал гостиничный предприниматель Николай Иванович Тупицын. Сохранилась афиша, сообщающая о том, что 12 ноября 1909 года в помещении Н.И.Тупицына в доме Д.Н.Зайцева будет показан спектакль по пьесе Л.Андреева «Дни нашей жизни». Играли спектакль артист Император­ских театров Николай Панов, артисты Хмельницкий, Амарина-Рутковская и другие. По окончании спектакля зрителей ждали танцы, выступление струнного оркестра.

На этой улице в 1907 году знаменитые кимрские предприниматели братья Столяровы поставили первую в Кимрах механическую фабрику производства обуви «Якорь» (ул. Володарского, 35). В первый год фабрика выпустила 20 ООО пар обуви, но уже в следующем выпуск возрос в два раза. Объемы производства росли год от года и в 1916 году составили 200 000 пар. После гражданской войны за большие заслуги перед Красной Армией фабрике присваивается новое имя «Красная Звезда», с которым она и вошла в историю советского обувного производства.

Позже рядом с собором встала однокупольная Троицкая церковь (1833). Двухсветный четверик завершался восьмиоконной ротондой, купол которой венчала луковичная главка на стройном барабане. Несмотря на то, что храм был однокупольным, по размеру и пышному убранству мало уступал собору. Внутренность церкви украшала богатая настен ная роспись, иконостас с позолоченной резьбой имел шесть ярусов. В ризнице хранились две хоругви, вышитые, по преданию, царевной Софьей Алексеевной и подаренные предшественнице храма - двухэтажной каменной церкви Живоначальной Троицы, которая была выстроена тестем царя Ивана Алексеевича - Федором Петровичем Салтыковым.

Кимры. Гравюра

Сохранилось единственное изображение этой церкви на копии, сделанной со старинной гравюры А.Грекова «Село Кимры 1772 г.». Автор делал ее, видимо, по заказу владелицы Кимр А.К.Воронцовой, супруги канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, в девичестве Скавронской.

Анна Карловна приходилась племянницей Екатерине I и любимой кузиной императрицы Елизаветы Петровны. Копия с гравюры хранится в Кимрском краеведческом музее.

Стояла церковь у самой бровки высокого берега Волги, там, где в нее впадает речка Кимрка. Тянутые, вертикальные пропорции объема, архитектурные детали и декор указывают на стиль итальянского барокко. И действительно, для строительства церкви Ф.П.Салтыков, по преданию, выписал итальянских мастеров. Церковь простояла чуть более века. От нее сохранились лишь кованые врата, составляющие гордость экспозиции Краеведческого музея.

 

Кимры

Вернемся к Большой Соборной площади. Главной ее достопримечательностью и гордостью кимряков был несохранившийся Покровский собор со стоявшей рядом не менее красивой Троицкой церковью, о которых в монографии «Европейская Россия» (1913) сказано, что они могут быть украшением любого губернского города, и даже столицы.

Пять вызолоченных куполов Покровского собора, внешним видом напоминавшего Успенский в Московском Кремле, в ясную погоду были видны на 15-20 верст. Заложен собор 16 сентября 1816 года, освящен 30 сентября 1825-го. Решен в традициях ампира и древнерусского древнерусского зодчества, интерес к которому особенно ожил после Отечественной войны 1812 года. Пятиярусный иконостас, выполненный в византийском стиле, имел высоту более 15 м, ширину - 25. Освещали храм пять паникадил. Главное, весом более 52 пудов, было из литой меди, посеребрённое. Построен был собор на средства прихожан, крепостных крестьян. Особое же усердие проявили Дмитрий Башилов с сыновьями и братья Малюгины.

В 1807 году большой пожар обратил в пепел всю Троицкую часть села, оставив «шесть домов на новинах». Серьезно пострадала и церковь. Купол храма готов был обрушиться, и кимряки разобрали церковь, поставив на ее месте новый Троицкий храм. В Краеведческом музее можно видеть дарохранительницу из Покровского собора, содержащую запись об этом пожаре.

Гравюра А. Грекова интересна еще и тем, что представляет первое изображение Кимр. Правее церкви на высоком Волжском берегу - роскошные салтыковские палаты, которые славились богатым внутренним убранством. Стены светлиц были обиты бархатными и атласными шпалерами, потолки украшала столярная резьба. Это сельское жилище боярина, отмечали современники, не уступало столичным хоромам высшей московской знати.

Храмовый комплекс на Соборной площади дополняла выполненная в классическом стиле колокольня. Высота ее была более 60 м, в ярусах звона висело 12 колоколов. В огне пожара 1859 года, спалившего рке всё село, главный колокол, весивший 1000 пудов, упал и разбился. Богочестивые кимряки изыскали средства, и рке через два года новый колокол, весом 1009 пудов, занял свое место в звоннице. Оба храма и колокольня не дожили до наших дней.

В 1936 году Покровский собор взорвали, а двумя годами позднее разобрали на кирпичи и Троицкую церковь. На освободившемся месте построили Клуб промкоопе-рации. В 1980-е годы на этом месте было построено здание Театра драмы и комедии.

Кимры. Таетр

После пожара село стало отстраиваться заново, и уже по регулярному плану. Все улицы имеют выходы к рекам Волге и Кимрке и геометрическую структуру кварталов. Застройка их началась во 2-й пол. XIX века и дошла до нас без существенных изменений.

Еще одной достопримечательностью Соборной площади был Гостиный двор, построенный на месте бывшего воронцовского. Граф Михаил Илларионович Воронцов, вступив в хозяйственное управление имением своей супруги, предпринял ряд мер для повышения доходности села. Меры эти распространялись, в частности, на развитие сапожного промысла и оживление торговли. Он закладывает на видном и удобном месте на свой счет 30 каменных лавок и распоряжается раздавать крестьянам под их взаимное поручительство деньги на ведение торговых операций.

Более ста лет простояло воронцовское детище. Не раз горело, ветшало и к началу XX века потеряло прежний вид- Кимряки принимают решение поставить новый, более пышный и просторный Гостиный двор, который соответствовал бы набравшему обороты кимрскому купечеству.

Новый Гостиный двор был построен в 1914 году в неорусском «стиле» из красного кирпича. Выбор стиля представляется не случайным. В 1913 году праздновалось 300-летие Дома Романовых, что вызвало интерес к архитектуре первых лет их царствования.

Кимры

Основой архитектурной композиции Гостиного двора являлась центральная входная арка и завершение третьего этажа высоким чердаком в форме «палатки». Чердак был покрыт тонкими, слегка отбортованными пластинами листового железа. Окрашенные в белый и темный цвета, они создавали своеобразный «шашечный» узор, что заметно оживляло общую композицию. По замыслу заказчиков, двухэтажные каменные корпуса образовывали замкнутый прямоугольник. Внутренний двор по примеру Пассажа Солодовникова в Москве должен был перекрываться дугообразной застекленной кровлей. Ее проектирование было поручено известному инженеру И.Шухову. Начавшаяся империалистическая война заставила приостановить строительные работы. В здании разворачивается военный госпиталь. Долгие годы Гостиный двор был визитной карточкой Кимр.

В 1912 году на площади был установлен памятник императору Александру II. В то время в России широко отмечалось 50-летие отмены крепостного права, и во многих городах в честь этого события ставились памятники царю-освободителю. Не остались в стороне и крестьяне села Кимры. Они были преисполнены благодарности царю, отечески пришедшему им на помощь, когда село выгорело после пожара 1859 года: казна выделила пособие в 18ООО рублей без возврата и 14 ООО в заём.

На противоположной стороне площади стоит здание бывшего пожарного депо Кимрской вольной пожарной дружины - любимого детища кимряков. Устав дружины был утвержден 4 мая 1890 года, и в Николин день, ближайший праздник, Кимрское пожарное общество стало ежегодно праздновать день своего рождения, а в депо была установлена икона святителя Николая Чудотворца. Первым начальником дружины был избран В.И.Бугринов, продолжатель старинного кимрского рода, оставившего глубокий след в кимрской истории. Василий Иванович был не только крупным торговцем, но много делал и на благо сельского общества. Он избирался волостным старшиной, принимал активное участие в строительстве и содержании земской больницы (не сохранилась), был ее ревностным попечителем В 1902 году Кимрское пожарное общество становится членом Императорского Российского пожарного общества, а через десять лет кимрские делегаты присутствуют на Международном пожарном конгрессе в Петербурге. В 1892 году Кимры готовились к встрече Великого князя Владимира Александровича Особенно постарались члены добровольной пожарной дружины. Они возвели на Соборной площади резную арку с вензелевым изображением имени августейшего гостя. Арка эта, как и собор, и пожарная каланча, и Гостиный двор, долгие годы являлась достопримечательностью Кимр. Сегодня увидеть ее можно только на фотографиях.

Достойным преемником В.И.Бугринова на посту начальника дружины стал Иван Алексеевич Сорокин, руководивший дружиной 15 лет. При нем земство стало оплачивать выезды на пожар - по 10 руб. за каждый выезд. Преуспевающий владелец мастерской по выделке шагрени, Иван Алексеевич много делал для развития культуры и просвещения в селе. Он принимал деятельное участие в создании бесплатной библиотеки-читальни, которая была открыта в 1896 году на Безымянной улице (ныне - Луначарского) в доме № 17а; был среди создателей Клуба любителей драматического искусства, постановщиком спектаклей в Купеческом клубе. На пересечении сегодняшних трех улиц - Кирова, Троицкой и Аибкнехта - стоит дом ИА.Сорокина (ул. Кирова, 8), который он продал в 1917 году, за год до смерти. Купеческий клуб располагался в верхних этажах дома А.Н.Наумова (Майская пл., 6). В середине XIX века на этом месте стоял непритязательный двухэтажный дом. С началом строительного бума в Кимрах дом покупает крупный торговец льном крестьянин Наумов. Он перестраивает здание в популярном у кимряков стиле модерн. Здесь и тягучие линии козырьков, и изломы слуховых окон, и плитка «кабанчик». Особое изягцество дому придает изломанный фронтон. Форма его не случайна. В нача­ле века праздновалось 200-летие основания Петербурга. В России очень полюбили делать фронтоны, напоминающие времена Петра I. На фронтоне помещены три изящных чердачных окошка, под которыми выполнен красивый лепной декор, имитирующий то ли русскую народную резьбу, то ли вышивку, сошедшую с русских рушников.

В Купеческом клубе посетители могли приятно и с пользой провести время. Здесь устраивались балы. Был буфет с винами, бильярд. Профессионального театра тогда в Кимрах не было, но работал драматический кружок, в котором играли учителя, врачи, чиновники.

Кимры

Зрительный зал вмещал всего лишь несколько десятков человек. Но это нисколько не смущало энтузиастов.

Кимры

На Майской площади (бывш. - Торговой) в 1979 году был поставлен бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора А.Н.Туполева (скульпт. Х.Б.Геворкян, арх. А.Г.Голубовский). Постамент выполнен из серого гранита Графическим силуэтом на нем обозначены контурные очертания самолета из семейства «ТУ». Андрей Николаевич родился неподалеку от Кимр, в сельце Пустомазово, в 1888 году. По сей день место это хранит память о своем великом односельчанине. В 2005 году на «малой» родине авиаконструктора открыт мемориал.

В Кимрском краеведческом музее создан мемориальный зал А.Н.Туполева. В его экспозиции личные вещи земляка, мебель из рабочего кабинета, обширный исторический и документальный материал, модели самолетов. Музей находится в тесном прославленным конструкторским бюро «Туполев», сотрудники которого всегда здесь желанные гости.

Несомненной достопримечательностью города является сам Кимрский краеведческий музей, созданный в 1918 году и являющийся одним из крупнейших в Тверской области. Фонды его насчитывают более 50 ООО единиц хранения. Постоянно действующая экспозиция знакомит с историей края с древнейших времен до наших дней.

Кимры

Оригинальное художественное оформление экспозиций, уникальные документы, подлинные предметы позволяют «дышать» воздухом сменяющих друг друга веков, ощущать пульс и ритм жизни сметливых, проницательных, с практической жилкой кимряков, «чувствующих за собою известную заслугу, связанную с обширным производством», производством обуви.

В музее собрана уникальная коллекция обуви - около 2000 единиц хранения. В ней широко представлен обширный ассортимент обувного промысла: мужские, женские, детские сапоги, полусапоги, башмаки, туфли самых разнообразных фасонов, отражающие различные направления обувной моды. Кимрские мастера в своем ремесле достигли высокой степени совершенства: делали изящные наборные и «французские» каблуки, украшали носок обуви художественной строчкой, использовали разноцветные куски кожи, фестоны, превращая обувь в произведение искусства. Среди экспонатов гетры и полугетры XIX века, выполненные из хрома опойка на модном каблучке «рюмочка»; знаменитые сапоги «всмятку», или, как еще говорили, «в гармошку», в которых ходила вся купеческая Русь. Здесь и туфельки с припухлым носком «бомбе»; комбинированная и лоскутная обувь; выполненный по секретному заказу для Красной Армии сапог для перехода вброд залива Сиваш; уникальные полуботинки из кожи рыбы зубатки; модельная обувь середины XX века и, конечно, кроссовки, вернувшие Кимрам славу столицы сапожного царства.

Уникальность экспозиции придают скульптуры самобытного резчика-самоучки Ивана Михайловича Абаляева, композиция которого «Праздник в доме хозяина крупной мастерской» занесена во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в Югославии в 1984 году. Музей располагает полной коллекцией работ скульптора. В них с удивительной точностью отражен быт кимрских кустарей-сапожников начала века, удачно переданы характеры и социальная роль персонажей. Недаром И.М.Абаляева зовут «певцом сапожного царства».

Другого же кимряка - Леонида Владимировича Шокина - называют фотолетописцем Кимрского края. Он исповедовал пикториальную фотографию, или светопись, участвовал и был призером многих международных и Кимрский краеведческий музей бережно хранит предметы прошлого. Среди них: шитые иконы, убранства священников, знаки отличия судей.

Атмосфера, витающая в залах музея, незримо погружает его посетителей в богатую историю Кимр.

В экспозиции музея широко представлены различные документы. Среди них ревизские сказки, отпускные на волю, уставные грамоты, а также Метрическая книга Покровского собора за 1901 года, в которой содержится запись о рождении будущего известного советского писателя Александра Александровича Фадеева. В 1941 году, незадолго до войны, А.А.Фадеев приезжал на свою «малую» родину и останавливался в гостинице, которая сохранилась до наших дней и замыкает угол Октябрьской площади и Набережной им. А.А.Фадеева.

Музей располагает также интересными художественными коллекциями. Одна из них состоит из работ самобытного художника Любови Михайловны Майковой - «бабы Любы». Простая сельская женщина, она уже в почтенные годы, в возрасте 79 лет, впервые взяла в руки кисть и краски и завоевала сердца миллионов людей. О ней, ее уникальном таланте наперебой писали газеты, рассказывали телеканалы, в Америке получил приз документальный фильм «Вид из окошка». Бесхитростные, наивные, поразительно одухотворенные и светлые картины «бабы Любы» - гордость кимрского музея.

Сегодня Кимры крупный промышленный город Тверской области с населением 50 тысяч человек. В нем работает 21 предприятие крупного и среднего бизнеса. В том числе успешно развивается традиционное обувное производство. Пять обувных предприятий выпускают разнообразную обувь на любой вкус и достаток.

В память погибших в годы Великой Отечественной войны в 1971 году установлен над Волгой Обелиск (Октябрь- якая пл.). Прообразом памятника стал сапожный инструмент - сталька. Так слились воедино символ памяти о погибших и символ того ремесла, которым большинство из них занималось.
Удобное географическое положение делают Кимры привлекательными для людей предприимчивых, а живописные окрестности и уникальная природа привораживают людей творческих. В Кимрах два выставочных зала (ул. Кирова, 19; ул. Коммунистическая, 8), «Дом ремёсел» (ул. Кирова, 19). Работы кимрских умельцев славятся далеко за пределами родного края, «в их руках коряжина лесная расцветает сказочным цветком».

Центром притяжения для кимряков и многочисленных гостей является Театр драмы и комедии. Он был образован в военном 1942 году. Среди его постоянных зрителей не только кимряки, но и жители соседних Дубны, Талдома, Вербилок. Оригинальность постановок, яркая сценография снискали поклонников Кимрской драмы и в областной Твери, и среди столичных театралов, и во многих других городах.

Сохранив колорит торгово-промышленного села, город Кимры развивает свой промышленный потенциал, культурную и социальную сферы. Всё больше становится на улицах города туристов, открывающих для себя славный мир уникального города на Верхней Волге.

назад к истории города

 

Полезная информация

(код города 8-482-36)

 

Городское бюро путешествий и экскурсий
ул. Урицкого 6,
тел. 3-18-51, 2-24-24;
8-906-551-21-88

 

Гостиницы


«Чайка»

Набережная им. АА.Фадеева 1/1,
тел. 3-29-33

 

«Два капитана»
ул. Красная горка 11,
тел. 3-24-93


«Березка»
ул. 50 лет ВЛКСМ 21,
тел. 4-24-59


«Савма»
ул. Чапаева 5,
4-29-42


Музей, выставочные
залы, театр


Краеведческий музей
ул. Кирова 8/13,
тел. 3-12-67


Выставочный центр - ул. Коммунистическая 8, тел. 4-25-52

 

Выставочный зал и
«Дом ремёсел»
ул. Кирова 19
тел. 3-13-39


Театр драмы и комедии Октябрьская пл. 2,
тел. 3-17-60


Рестораны
и кафе


«Волжанка»
ул. Чапаева 5,
тел. 4-62-10


«Калина»
ул. Урицкого 146,
тел. 3-19-09, 2-15-33

 

«Престиж»
ул. Урицкого 27а,
тел. 2-21-68


«Старый город»
ул. Володарского 9,
тел. 3-60-70


«Чайка»
Набережная им. АА.Фадеева 1/1,
тел. 3-29-33


Железнодорожный вокзал


ул. Туполева,
тел. 4-24-55

 

Автостанция

Ильинское шоссе 8,

тел. 3-19-73

 

Речная пристань

Набережная им.А.А. Фадеева, тел 4-24-29
Добро пожаловать