Добро пожаловать
 

 

Мое фото

Контакты

e-mail: pia04@mail.ru

Ирина

*******************

 

Выдающиеся жители города Галича

 

Павел Петрович Свинин

Павел Петрович Свинин

галичский дворянин, дипломат, много путешествовал, активно изучал историю родного города и популяризировал свои знания о данной местности. Издавал книги о Галиче. В Москве был свой журнал, где печатал работы своих друзей писателей и поэтов. Но в Москве его дело не пользовалось популярностью, потому вернулся в Галич. Построил особняк: внутри были зеркальные потолки, много лепнины, на полу мрамор. Вся галичская элита почитала за честь побывать в этом доме. Сегодня уже ничего не осталось от того великолепия. Путешествовал по разным странам, издавал записки, подбирал к ним рисунки. И когда помещица, чьи крепостные нашли клад (тот, что хранится теперь в разных музеях, и называется галичским), обратилась к нему, он уже договаривался с московскими историками и археологами для продолжения исследования находки.

Галич

 

Иван Михайлович Нешпанов

Иван Михайлович Нешпанов.

вошел в историю г. Галича, как умный, рачительный хозяин, умелый организатор.

Под его управлением город получил наибольшее развитие, был одним из ухоженных и чистых городов России. По воспоминаниям коренного жителя Рыбной слободы Николая Дмитровича Сотникова (воспоминания записаны в 1991 году) Иван Михайлович рано утром всегда сам мел улицу перед своим домом, давая пример горожанам. Но не за это любили его галичане, а за справедливость и доброту. Какое дело запутанное не возникало – сразу к нему. Он рассудит по совести. Едва рыбаки узнали, что железную дорогу хотят проводить прямиком через приозерные дома, кинулись к Нешпанову. «Иван Михайлович, сделай милость, отхлопочи.»  И когда паровозное депо собирались строить – отстоял земли городских жителейИван Михайлович присматривал себе жену в своих лавках. Ей было 17 лет, ему 40. Родили 6 деток. Когда пришла Советская власть, его побили на площади , отобрали дома, лавки. После этих событий, побитый, но не репрессированный за честность Иван Михайлович открыл свою мельницу. И снова народ пошел к нему. Кому мешок ржи смолоть, помогал тем, кому уж совсем голодно было, продотряды отбирали все, что найдут, несмотря на голодных ребятишек и стариков. Галичане знали его как порядочного человека, прогрессивного , дальновидного, несмотря ни на что к нему на мельницу ходили молоть зерно, что-то оставляли мельнику, и этим семья кормилась. Умер Иван Михайлович в 1927 году. Похоронен на городском кладбище.

Сегодня в его доме располагается Галичский краеведческий музей.

 

 

Богоявленская церковь

Богоявленская церковь. Галич

(17 век), двухэтажная, внизу и вверху был алтарь. После революции в ней располагалась кочегарка на первом этаже, на втором – выставочные залы. В 2014 передано здание верующим. Сейчас открыта для посещения. Идут активно восстановительные работы. У основании церкви почва очень мягкая. Для укрепления фундамента были закопаны 4 огромных валуна, природного происхождения.

До сих пор она не погружается в почву благодаря их наличию.

Богоявленская церковь. Галич

 

Преображенский собор

здесь отстоял службу Александр Первый, когда побывал в Галиче. Рядом особняк купца Бахринина – главы города того времени. В 1824 году Александр Первый остановился у этого купца на обед и подарил на память его жене  и дочери по перстню.

Быт рыбачьей семьи

Галич

Галич

Наличники на окне всегда могли рассказать про семью: чем занимался хозяин дома, его достаток, какого пола дети ...

Галич

 

 

 

 

 

Современный Галич

 

Галич

 

Галич

 

Галич

 

Галич. Центр города

 

Галич. Рыбацкая слобода

 

 

Галич

Галич – озерный край, край рыбаков. Рыбный промысел на Галичском озере регулировался правительственными грамотами и указами. Во многом он определял экономический, социальный и культурный облик региона. Галичские купцы вели обширную торговлю с обеими столицами, северными портами государства. Главным предметом производства и торговли галичских купцов являлись пушные и кожевенные товары, замша, опоек. Крупным событием города стал приезд в Галич императора Александра  Первого 14 октября 1824г.

Галич. Центр города

Наиболее ранние памятники, свидетельствующие о жизни людей в районе Галичского озера, относится к периоду среднего каменного века – мезолита (6-7 тыс. до н.э.). До появления славян здесь проживало мерянское население. Славяне начали проникать  в Галичский край примерно в 10-11 вв.

О жизни этих людей мы знаем благодаря так называемому - Галичскому кладу, обнаруженому в окрестностях села Туровское в марте 1835 г. при строительстве плотины на реке Лыкшанке. Среди найденных предметов были пять человеческих фигурок из красной меди и языками пламени на руках, плечах и голове. Скорее всего, это идолы древнего народа огнепоклонников. О важном  значении символа огня говорит личина из бронзы с пламеневидным выступом. Сходная личина, отлитая из меди, имеет на головном уборе объемное изображение животных, повернутых в разные стороны. Не вызывает сомнения сакральный характер предметов. Возможно, культовый характер носят и ножи, украшенные изображением голов змей, ящериц и птиц, других животных. По мнению специалистов, они могли служить жреческими орудиями.

Хотя не все предметы клада дошли до нашего времени, те из них, которые находятся в распоряжении ученых, очень многое могут  нам поведать о жизни, быте, и верованиях наших далеких предков. Большая часть клада находится в Костромском краеведческом музее и в историческом музее в Москве.

Подвески прикреплялись к одежде жрица. Во время движения они звенели, отгоняя злых духов. Может быть вешали на нитку и носили как оберег, как мы сегодня носим крестик. Ножи носили как жертвоприношение, другие считают, что ножи подобие медицинского скальпеля.

Меряне охотились, могли пораниться и с помощью подобных ножей решали проблему, расчищались раны. У мерян были священные животные: лягушки, змеи. Их изображения они старались носить на своем теле, используя их как обереги. Браслеты, ожерелья в виде змеи: змея своим ядом могла как лечить, так и убивать.

Галич. Галичский клад

До 19 века символ Лягушки в Галиче был сохранен и активно использовался среди рядового населения. Раньше в данной местности активно добывался жемчуг. Лягушка обязательно должна быть вышита на одежде женщины. Лягушка являлась женским оберегом. И кто знает, может, сказка о царевне Лягушке тоже пошла из Галича...

Человеческая фигурка с маской на лице – так выглядит жрец на согнутых коленках. Так жрецы входили в транс, и общались с верхним и нижним миром. Жрец одевал маску, чтобы в обычной жизни духи его не узнали. Маски были в виде животных. Так медведь был проводником в верхний мир, а животное типа барсука было проводником в нижний мир.  Сегодня клад считается по возрасту созвучен египетским пиромидам, хотя изначально его относили 5-9 веку нашей эры. Меряне своих покойников обычно сжигали, но были найдены захоронения, компьютерным способом восстановлены лики этих людей.

Галич. Из фондов краеведческого музея

Галич мерский впервые упомянут в летописи под 1238 годом, как самый дальний из городов, пострадавших от нашествия Батыя. В середине 13 в. Галич – важный и относительно крупный город, через который проходили зарождавшегося тогда торговые пути между Северо-Восточной Русью и Вяткой. В 1246 г. Галич достался четвертому сыну великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича – Константину и стал центром самостоятельного удела (первая династия галичских князей). В последствии княжество переходит под юрисдикцию сначала владимирских, а затем московских великих князей  (вторая династия галичских князей). В результате поражения галичских князей Дмитрия Шемяки и Василия Косого в борьбе с московским князем Василием Вторым, Галичское княжество было окончательно присоединено к Москве. К периоду  15-16 вв. относится строительство новой городской крепости, валы которой сохранились до настоящего времени. Ее возведение подтвердило статус города Галича, как опорного пункта великокняжеской власти в регионе.

Крепость была выстроена с учетом данной местности. Первый галичский князь – родной брат Александра Невского. Когда их отец делил наследство, Константин – четвертый сын в семье- получил на княжение Галичские земли. Наследство делили по старшинству:  чем старше – тем больше и мощнее земли. Москва и Кострома были отданы 5 и 6 сыновьям. В 13 веке Галич был мощнее и значимее этих городов.

Галичская крепость не была взята ни разу. Татары, которые подошли к данному месту, заплутали в лесах и болотах, так и не смогли добраться до города.

План крепости Галича

Вторая крепость города связана с детьми Дмитрия Донского. Младший  Георгий получил в наследование Галич. Братья между собой жили мирно. Походы Георгия были успешны, и галичская земля прирастала соседними землями. За это московский князь награждал брата  разными дарами. Георгий надеялся, что когда старший брат умрет, он станет на престол. Умирает Василий Московский. Планируется передача княжения в Москве 10-летнему сыну. Георгий взбешен. Он строит на Балчуге вторую крепость. Собрав дружину, он идет походом на Москву, захватывает княгиню с ее сыном и княжит в Москве несколько лет. Затем по неизвестным причинам он оставляет княжение в Москве, возвращает княгиню с племянником в Москву, а сам возвращается в Галич, где в скорости умирает. На этом распря скорее всего и закончилась бы, если бы у Галичского князя не было 3-х сыновей, которые тоже решили побороться за московское княжение. Продолжалась долгая кровопролитная межусобная война, которая в истории называется Московская Замятня, продолжительностью 25 лет с переменным успехом. Галичский князь Василий (известен в истории как Василий Косой) был ослеплен московским на один глаз, затем московский князь был ослеплен  галичским Дмитрием Шемякой на оба глаза. Собрав  серьезную дружину, московский князь пришел ко второй галичской крепости. Увидев такое войско, Дмитрий Шемяка бежал, крепость была взята и разорена. Московскому князю говорят о том, почему Галич был не преступен, у него была защитница – икона Авиновской Божьей Матери, хранившейся в Пасиево-Успенском
монастыре
.

Галич был присоединен к Москве. Нужна была новая крепость, чтобы защищащть московские земли с востока. Строят новую крепость: валы насыпные около 6 метров, с другой стороны был вырыт глубокий ров, перекидные мосты, башни (сохранились лишь валы, а напоминанием о рвах – остались 2 пруда в городе).

В 17 веке крепость была разобратна. Часть рвов была засыпана, часть превращена в пруды. В основании рвов были закопаны срубы домов, чтобы держался каркас и не проседал. Деревья на рвах в Балчуге были засажены в 70-ые гг. для укрепления холмов, т.к. считалось , что они проседают.

Галич. Остатки валов

Когда в Москве правил лжеДмитрий, пришли поляки. Из третьей крепости вышло первое ополчение. Задача: выгнать поляков из Москвы. Из-за боярской измены ополченцы смогли дойти до Костромы, где были разбиты поляками, которые на этом не остановились, дошли до Галича и сожгли крепость и город.

Постройки восстанавливались в течении 25 лет: строились храмы, стены новой крепости, в этот период галичане не отправляли на службу в Москву своих ратников.

Данные события отобразились в гербе города Галич. Красный фон – символ мужества, доблести. На ней кольчуга. Крест Иоанна Крестителя. У Галича было много побед, и собирались люди под их знамена из разных городов – под разными флагами. Собирались люди на площади под бой барабанов. Серебряная лента – символ большого озера. После воцарения дома Романовых, длившееся 300 лет на Руси. За преданную службы они даровали свои лучшие земли, среди которых был Галич.

Герб Галича

Галичские князья приходили  на княжение в Москву со своими деньгами. Георгий Победоносец – как символ города, остался у московских князей от правления галичского князя.

Галич - город торговый, купеческий. Купцы переписывались между собой, и говорили, что в Галич можно привозить только чай и лимоны, все остальное в городе уже есть. По указу Екатерины в 1771 году города уездные должны были облагораживаться, приобретая ухоженный вид. Богатейшие галичские купцы финансировали проект архитектора Фурсова – был построен в центре города гостиный двор. Верхние и нижние торговые ряды (еще назывались мучными), т.к. купцы в этих рядах в основном занимались хлебобулочными изделиями. Верхний гостиный двор строили самые богатейшие купцы Галича. Нижние торговые ряды были сделаны на деньги купцов рангом пониже, но архитектурно вписался в общую композицию площади.

Верхние торговые ряды в Галиче

Сначала площадь была земляная, потом ее замостили. Чем торговали: горшочные, деревянные ряды и, конечно же, рыба.

Нижние торговые ряды в Галиче

В регионе сильно было развито отходничество – уезжали в другой край на заработки.  Сельским хозяйством занимались одни женщины. Отходники возвращались к зиме, к ярмарке. Вся семья выезжала на базар. Популярны были лисьи шубы. Считалось, что женщина не должна была быть связанной с деньгами. Единственно, она могла взять в лавке мелочь, для этого у нее была маленькая сумочка. Для больших денег у нее был муж, брат, в крайнем случае, управляющий.

Как только были построены торговые ряды, площадь стала обстраиваться особняками. Здание купца Охотникова: вверху – жилая часть, а внизу – торговые лавки. Рядом расположилась гостиница, где останавливались купцы, актеры. Лавка купца Палилова, здесь продавались книги от самых дешевых (лубочных) до самых дорогих. За елками дом купца Громова: на первом этаже  - впервые был показан фильм о купцах Ромовых, а на втором и третьем – доходные комнаты.

Галич

Среди холмов, разделяющих бассейны рек Костромы и Унжи – двух северных притоков Волги, с востока на запад прострается неширокоая низменная долина, на дне которй лежит крупнейший природный водем Костромской области – Галичское озеро.

Рыбный промысел на Галичском озере и впадающих в него реках уходит корнями   в глубокую древность. Он во многом определяет своеобразие Галичской земли и проживающих здесь людей. Издавна его центром в Галиче была Рыбная слобода, жители которой всегда основным своим делом считали рыбную ловлю и связанные с ней занятия: обработку и сбыт рыбы, изготовление сетей и различного иного рыбацкого припаса. Вся жизнь слобожан была связана с озером, что наложило неизгладимы отпечаток на их быт и культуру.

Одно из первых упоминаний о Рыбацкой слободе встречается в грамоте царя Михаила Федоровича за 1626 год, где говорится о приводе грамоты в «галичские рыбные слободы» посадским человеком.  Панкратом Брязкиным. Однако есть все основания говорить и о более ранней дате существования этого поселения. М. Виноградов, в 1914 году издавший книгу с подробным описанием рыбного промысла на Галичском озере, приводит текст грамоты Великого князя Василия Ивановича от 23 марта 1506 года, копию которой он нашел у одного из рыбаков, где говорится о пожаловании им «своих рыболовей галичских»  Галичским озером, рекой Вексою и рыболовными судами, за что те должны были платить в княжескую казну ежегодную промысловую пошлину «полтренадцать», т.е. шесть с половинуою рублей. Есть упоминания Рыбной слободы в грамотах Ивана Грозного и других самодержцев.

В 1913 году население слободы составляло около 1200 человек, 1055 из которых кормились исключительно рыбным промыслом. Вековые занятия слобожан выработали у них определенный образ жизни, неповторимые традиции и обычаи, связанные с их профессиональной деятельностью. Из поколения в поколение передавались секреты рыбной ловли, навыки постройки рыбацких судов и печей для производства вандыша – мелкой сушеной рыбы.

Жизнь рыбаков и быт их семей были подчинены строгому расписанию хозяйственных будней, включавших необходимые выезды на озеро, работу на слободских огородах – так называемые «огуречниках», изготовление орудий ловли, заготовку озерных трав скоту и т.д. Для рыбной ловли галичские рыбаки делились на партии или артели, число членов в которых зависело от величины невода. Для управления артелями ежегодно избирались старосты. По сведениям С. Сытина на 1905 год в озере вылавливалось до 40 000 пудов разной рыбы: щук, ершей, окуней, плотвы, лещей, язей. Годовой улов мог достигать суммы в  50 000 рублей и более.

Описывая  характер рыбаков, все говорит об их миролюбии, радушии и  гостеприимстве, а также отмечают исключительную набожность , одним из проявлений которой были своеобразные религиозно-праздничные обычаи слобожан. Истоки этих праздников, по всей видимости , могут восходить к древним традициям дохристианских культов, испытавших под влиянием  православия значительную трансформацию, но не утративших своего колорита. Наиболее ярким из них являлся обряд, который назывался «молить каличи». Он предшествовал началу главного осеннего лова и совершался ежегодно 1 августа, в Спасов день.

В начале 20 века в Рыбной слободе одновременно существовало  пять церквей, которые остались на месте упраздненных в середине 18 века Знаменского, Зачатьевского и Васильевского монастырей. Среди этих храмов упоминаются следующие: церковь Святителя Василия Великого, Престола в честь Божией Матери – Введения во храм, Св. мученицы Параскевы - Пятницы, св. Богоотца Иовкима и Анны, св. Козьмы и Демиана.

Жилая историческая застройка Рыбной слободы города Галича сочетает в себе как городские, так и сельские черты. В настоящее время она представлена одноэтажными и двухэтажными домами второй половины 19 века – начала 20 века, которые придают ей неповторимое своеобразие и ярко выраженную индивидуальность.

В первой половине 19 века в городе появляются промышленные предприятия купца Вакторина: меховые заводы по обработке беличьих и лисьих шкур, перчаточная фабрика. В начале 20 века была построена железная дорога до Галича.

Казаки обучили галичан ловить рыбу в промышленных объемах. До этого галичане ловили рыбу специальными приспособлениями- ступьями. У казаков были царские грамоты, которые разрешали ловлю рыбы в царском озере, а летом поставлять рыбу царю на стол.

Раньше Галичское озеро в народе называлось Нерон. И название пошло не от римского цезаря, а от пословицы: «В Галичском озере столько рыбы, сколько не водил нероновый пудель». Рон нейрон игра слов. Еще говорят, что название идет от ростовского озера Неро. Длина озера 22 км, ширина 7 км, глубина - раньше была 6-8 метров, сегодня не более -3-4-х. До революции казаки ухаживали за озером: расчищали и находили применение всему тому, что поднимали с глубины.

Храм Василия Великого построен на пожертвования рыбаков. Единственный храм, который не был сразу разрушен после революции. Там сейчас леса (восстановления), рядом Веденская церковь. В Галиче до революции было 16 храмов, 3 монастыря. В советское время церкви были преобразованы в пункты приема стеклотары, мастерские, кочегарки и клубы.

Галич. Балчуг

Когда случалось половодье, и затем вода отходила в озеро (у рыбаков не было своей земли),  рыбаки старались использовать любой клочок. Делались лунки, туда помещалась земля с озера, богатая минеральными веществами, делались мини-теплички и сажались огурцы, которые обильно произрастали на подобных почвах. Помимо этого выращивали лук, капусту.

Открытые печи. У рыбаков оставалась мелкая рыбка – ерш, которая не продавалась, обратно в воду ее не выпустишь, коты всю не съедят, закопать жалко. Придумали печи. Пока они топились, женщины рыбной слободы сносили горшки с варивом, чтобы огонь не пропадал. А дети намывали ерша, закладывали в эти печи, через несколько суток доставали, похожа уже была на воблу, но не соленой, хранилась ни один год. Хранилась рыбка в коробах. Когда случался неурожайный год, из нее варили наваристую похлебку.

Сегодня Галич – крупный межрайонный центр Костромской области, чему способствует выгодное транспортно-географическое положение. Через Галич проходят две железные дороги (Вологда-Киров, Кострома-Галич)  и автодорога Кострома-Солигалич. В городе функционирует предприятия машиностроения и легкой промышленности, а сельское хозяйство специализируется на мясомолочном производстве. Предприятия города и Галичского района в наибольшей степени направлены на переработку местного сырья.

В Галичском районе ведутся лесозаготовки, а в Галичском озере содержатся большие запасы иловых отложений (сапропель), используемых как удобрение и как сырье для энергохимического комбината. Кроме того, галичский сапропель обладает высокими целебными качествами.

Галич с его памятниками архитектуры и истории (Торговые ряды,  Пасиево-Успенский
монастырь
и др.) и красивой природой обладает огромным потенциалом. Ежегодно галичане принимают на своей земле гостей всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России».

назад к фотографиям
Добро пожаловать