![]() | |||||||
Контакты e-mail: pia04@mail.ruИрина *******************Современная
село Осташово Первым владельцем данного дворца в деревне Осташово является Мартьян Сазонов – сын крепостного крестьянина. Родился в 1842 году. Мартьян приехал Петербург, получил специальность краснодеревщика и сумел раскрутиться, создав собственную мастерскую и имел свой дом в Санкт-Петербурге. В Чухломе есть энтузиаст Татьяна Бойкова, у нее другая легенда: когда Мартьян обосновался в Петербурге, он начал переводить своих туда домодчатцев. Одна из сестер поступила гувернанткой в семью богатого фабриканта, тот умер у нее на руках. Она видела, где хозяин хранил деньги, когда тот умер, она залезла в тайник и отнесла деньги брату. Это были векселя на предъявителя.
|
В городе остался небольшой крепостной вал, который был насыпан по указанию Дмитрия Шемяки в первой половине 15 века. Другие ученые видят по-другому: Дмитрий Шемяка сидел на московском престоле всего лишь 1 год, временем заниматься таким далеким городом как Чухлома у него не было, никаких источников подтверждающих, какие либо указания по строительству крепости тоже нет, поэтому существует предположение, что валы были созданы во второй половине 15 века, а может быть, даже в начале 16 века, как оборонная крепость против казанских татар. Еще часть ученых считает (документального нет подтверждения), что данные валы были насыпаны по указу Галичского князя – Дмитрия, т.к. это место территориально входило в земли его княжества, которое он хотел как можно лучше укрепить и защитить. Достоверных исследований истории Чухломы нет (т.к. практически не сохранились никакие документы по этому городу). Костромской краевед Казаринов – единственный специалист, изучавший данный край. Книга о Чухломе вышла в 1929 году. К сожалению, в 1930 году он был арестован, все его книги были изъяты из библиотек и школ и сожжены. Из этого труда осталась лишь небольшая разрозненная часть. Валы служили защитой от все возможных набегов. 4 метра достигали высоты. Как и положено у крепости были: ворота, высокий частокол. Постепенно в все приходит в упадок. После присоединения казанского царства крепость становится не нужной, крестьянам начинают раздавать земли под огороды. При царе Алексее Михайловиче в Чухлому приходит письмо, в котором от городского головы требуют, чтобы пушки и ядра, весь порох были сняты со стен крепости и отправлено в Москву. В начале 19 века валы начинают проседать. Часть валов было забрано у огородников, там разместился городской парк. Город располагается на берегу Чухломского озера, богатое карасем. Местный карась – крупнее своих собратьев из других регионов (достигал в лучшие времена до 50 см длиной), имеет золотистого цвета чешую и розовое мясо. Отсюда на царский стол везли чухломского карася. Коптили карася здесь по-особому. Разогревали русскую печь, клали карася. Дожидались образования хрустящей корочки, переворачивали, и тут же доставали, не давая вылеживаться дополнительно, выпариваться, вывариваться. Лучший карась для ловли в конце июня - в начале июля. Озеро большое, богатое, красивое. Переходило во владения от одних господ к другим: сначала принадлежало графам Шереметьевым, затем перешло в государственную казну. А уже указом Петра Первого это озеро перешло в введение Авраимиево монастыря. Озеро неглубокое (метров до 4-х), более вытянутое, чем Галичское, очень илистое. Монастырь активно ловил рыбу в данном озере, а также сдает часть его в аренду местным крестьянам и рыбалкам, естественно, не самые лучшие места. С этого момента начинается война между местными крестьянами и монахами, дело даже доходило до судов и открытых конфликтов. Мало того, что крестьяне должны были ежегодно заплатить монастырю до 180 рублей в год за использование рыболовных мест, они должны были выделять людей монастырю на сенокосы , осенние уборочные работы. Случались неурожайные года, крестьяне были вынуждены браконьерствовать, чтобы как-то выжить. Если монахи заставали их, то на крестьян накладывались штрафы, устраивалась прилюдная порка. Наибольший конфликт вышел из-за мест зимней ловли. Вокруг всего озера есть роднички-колодцы. Зимой, когда лед опускается, рыба по маленьким канавкам, специально вырытым, идет назад по свежей воде, идет в эти колодцы, и рыбаки просто так руками могли ее собирать. Крестьяне начали опустошать колодцы, принадлежащие монастырю. Монастырь подает дело в суд, естественно, выигрывает, крестьяне продолжают отстаивать свои права. В результате, монастырю предписывается несколько колодцев передать крестьянам. Отдают, конечно же , не лучшие. Наш человек, если не обманет, то и жить не сможет. Крестьяне сделали от монастырских колодцев тонкие бороздочки и запустили воду к своим колодцам. Таким образом , из монастырских колодцев рыбу приманивали к своим колодцам. До революции за озером следили, проводя профилактические мероприятия. Озеро постоянно прочищали, обязательно вырубали камыш, используя его на обустройство огородов (на покрытие сараев). Был издан закон: весной во время нереста всем церквям, находящимся до 7 км от озера, было запрещено быть в колокола. Аврамиев монастырь тоже весной не бил в колокола, несмотря на то, что был самый большой, да и большинство значимых православных праздников приходится на этот период. Местное население жило в основном рыбой. Телегами карася отправляли на продажу. Сейчас с полей в озеро попадает очень много удобрений, автомашины постоянно здесь моют – что является губительным для местной эко-системы озера. Хотя в озере есть рыба, которую запрещено ловить, лов открыт круглогодично. Иногда в сети современных рыболовов попадаются целые семьи уток. По закону их обязаны выпускать, но мало, кто это делает. Из легенд. Если есть озеро, там обязательно должен быть подземный ход. Было поверье: озеро тогда приведет много рыбы, если весной заберет какую-нибудь жертву, т.е. если по весне находят в озере утопленника, то год будет богатый на рыбу. На протяжение веков в Чухлому всегда кого-то отправляли в ссылку. Начиная с митрополита Пимена, затем Софья Витовтовна, т.к. считал ее основной зачинщицей распри между московскими и галичскими князями (Дмитрий Шемяка взошел на московский престол, он сослал своего двоюродного брата с семьей в Углич), здесь она и прожила около года, в более поздние времена сюда ссылали турок, после войны направляли сюда французов и итальянцев. Они должны были работать на восстановлении города, но они всячески пытались саботировать. Николай Федорович Катенин затребовал у городского совета, чтобы ссыльные были переведены на работы в его стекольный завод. Большинство ссыльных военнопленных со временем уехало из Чухломы, но некоторые оставались, женились на местных. Легенда. Вторая половина 19 века благодаря Ивану Николаевичу Катенину, большому любителю хороших вин, поэтому в Чухломе всегда были в ассортименте большой выбор вин. После очередной удачной ярмарки чухломские купцы решили это дело отметить. Зашел спор, кто больше выпьет. Ярмарка обычно заканчивалась под новый год, 24 декабря. Купцы решают пойти дальше: решают выпить все дорогие вина в районе (начали в Чухломе, затем продолжили в Галиче, постепенно добрались до Костромы). Купец Клинов, который любил город Чухлому. Свою дочь он отправляет в Санкт-Петербург на зубного врача. Она заканчивает курсы и возвращается в родной город, открывает зубоврачебный кабинет, и начинает свою практику. В одни из дней она готовится к приему и на спиртовке разогревает инструменты и проливает эфир, здание вспыхивает моментально. 1912 год Чухлома выгорает полностью. Люди выбегали из домов, и прятались в капустных грядках. Люд и переживали за храм и икону «Богородица достойно есть», которая там находится, - это список с иконы, хранящейся на Афонской горе. Пожар длился трое суток. Огонь зашел в храм, тут же вышел и начал затухать, вскоре прекратился. Большинство икон при этом пострадало, а вот главная икона храма осталась в целостности. Когда ее сняли, чтобы отереть сажу, то увидели, что на обратной стороне на иконе пятна от ожогов. После данных событий купец Клинов слег, а когда смог подняться, то тронулся умом. Дочь уезжает в Петербург, дожила до 1977 года, и в Чухлому уже никогда не возвращалась, даже на похороны своего отца. Во время первой мировой войны она была медсестрой, а во время второй мировой – тоже работала в больнице в Ленинграде, пока ее не эвакуировали.
Так храм и не был закрыт, благодаря церковной старосте, имя которой, к сожалению, сегодня уже никто не помнит. Современная Чухлома - это районный центр с населением около 5000 человек.
|
||||||
![]() |