![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакты e-mail: pia04@mail.ruИрина *******************План-схема
1. Барский дом 2. Церковь святой Марии Египетской 3. Дом ключника 4. Людская изба 5. Памятник М.Ю.Лермонтову 6. Административное здание. Столовая. 7. Здание дирекци музея 8. Каретник 9.Беседка "Тайная" 10 Дуб, по преданию посаженный М.Ю.Лермонтовым 11.Беседка в Дальнем Саду 12.Зеленый театр 13.. Место детских игр М.Ю.Лермонтова 14.Ветряная мельница 15.Дом мельника 16.Церковь Архангела Михаила 17.Усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых 18.Сторожка 19.Гостиница 20.Центр приема посетителей
*******************
*******************
гостинная в барском доме
столовая в барском доме
чайная в барском доме
дуб, по преданию посаженный самим Михаилом Лермонтовым
|
Сейчас в селе Лермонтово (бывшие Тарханы) расположен Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения. Вековые липы, вязы и, кажется, сам воздух старинной дворянской усадьбы хранят память о том времени, когда здесь жил великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. В экспозиционный комплекс музея-заповедника «Тарханы» входит помещичья усадьба с барским домом, усадебной церковью святой Марии Египетской, людской избой и домом ключника, мельницей и домом мельника, заповедным парком, тремя садами и несколькими прудами. Мемориальный комплекс в центре села составляют церковь Архистратига Михаила, сторожка и часовня-усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых. К музею также относится соседняя усадьба Апалиха, где поэт часто бывал в семье своей «любимой тетиньки» Марии Акимовны Шан-Гирей. История села начинается с челобитной чембарских помещиков Петру I от 3 сентября 1701 года. Двадцать шесть слркилых людей просили государя выделить им во владение местные «порозжия», то есть незаселенные, здешние земли. Основателем села и первым его владельцем стал отставной подпоручик Преображенского полка князь Яков Петрович Долгоруков, село называлось - Долгоруково. Затем оно стало Никольским (по престолу сельской церкви святителя Николая Чудотворца), а также и Никольским-Яковлевским. В конце XVIII века село всё чаще
стало именоваться и в обиходе, и в документах Тарханами - по названию местного промысла крестьян: они скупали ходовые товары (мед, воск, сало, овчины) и продавали их по торгам и на ярмарках - «тарханили». М.Ю.Лермонтов зимой 1836/37 года писал ближайшему другу Святославу Афанасьевичу Раевскому: «Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде... вот тебе адрес на случай, если ты его не знаешь». Помещики екатерининской закалки, они строили усадьбу в полном соответствии с требованиями своего времени и собственным положением в обществе: большой одноэтажный барский особняк на крутом берегу в тридцать с лишним комнат за восточной окраиной села; сады, спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного благоустройства того времени; пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, террасы, липовая аллея, розарий и летний выход из гостиной в парк - всё это с детства заполшилось поэту: и «уюный сад, обсаженный рябиной», и «беседка тайная» «на склоне гор близ вод», и «куст прелестных роз, взлелеянных весной». Ранней весной 1815 года сюда вернулись из Москвы Юрий Петрович Лермонтов, отставной капитан, с полугодовалым сыном Михаилом, супругой Марией Михайловной и Е.А.Арсеньевой,
не очень одобрявшей выбор своей единственной дочери. С этого времени для будущего поэта началась Тарханская пора. Первый барский одноэтажный дом простоял недолго: Елизавета Алексеевна продала его на слом сразу же после преждевременной смерти в 1817 году от чахотки 21-летней дочери. На его месте возвели церковь во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны. Новый дом, гораздо меньших размеров, был построен в нескольких саженях от прежнего. Поэт описывал его так: «Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор обстроен был одноэтажными длинными флигелями, сараями, конюшнями и обведен валом, на котором качались и сохли жидкие вётлы». Это был очень небольшой, скромный провинциальный помещичий дом в десять барских комнат, с обязательным набором парадных и жилых покоев, с передней, двумя входами - красным для господ и черным для дворовых, с верандой и балконами, с которых «видны были дымящиеся села луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы». Рядом с барским домом рос старый вяз, на котором устраивались качели. М.Ю.Лермонтов писал: «Среди двора красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака; мальчишки били в ладони, когда пугливые девы начинали визжать, и всем
было очень весело. Надо заметить, что качели среди барского двора - признак отечески доброго правления». В 1908 году во время крестьянских волнений барский дом горел: его восстановили через год на старом фундаменте. В 1999-м была проведена реставрация здания с учетом всех известных документов и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Сейчас в доме размещена экспозиция «Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи»; она открыта в 2002 году и раскрывает тему судьбы поэта, навсегда связанной с «родными местами».
Экспозиция залы рассказывает о быте и культуре дворянской семьи, о раннем детстве М.Ю.Лермонтова, его ближайшем окружении, семейной драме родителей, укладе первой половины жизни поэта. Отголоски раздумий над драматической историей семьи встречаются в поэзии и ранней его драматургии: Я сын страданья. Мой отец (Отрывок из чернового варианта стихотворения «Красивый, блондин, сильно нравившийся женщинам, привлекательный в обществе, веселый собеседник», «добрый, даже очень добрый барин» - так говорят современники об отце поэта. Ему посвящены лермонтовские строки: Но ты свершил свой подвиг, мой отец, Но ты простишь мне! Я ль виновен в том, (Отрывок из стихотворения "Ужасная судьба отца и сына...". 1831 год)
Мать поэта, Мария Михаиловна, была «натурой хрупкой, мечтательной, одаренной душою музыкальною и чувствительною». В своем дневнике в возрасте 16-ти лет Лермонтов записал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Память о ней отразилась в детских рисунках Лермонтова «Мадонна с младенцем» и «Ребенок, тянущийся к матери».
За залой традиционно следует гостиная: темно-голубые в золотистую звездочку обои, мягкая мебель черного лакированного дерева, обтянутая голубым полосатым штофом, зеркала с подстольями, портреты родственников и друзей дома.
В письмах Е.А.Арсеньевой имя Н.С. Мордвинова упоминается довольно часто: на его дочери Вере Николаевне был женат ее родной брат Аркадий Алексеевич Столыпин, в петербургском доме которого бывал М.Ю.Лермонтов.
В 1817 году М.М.Сперанский собственноручно свидетельствовал завещание Е.Л.Арсеньевой после смерти матери поэта, определившее судьбу Лермонтова-ребенка. Будущий поэт уже в Тарханах знал многое и о братьях бабушки, и о прогрессивных деятелях - М.М.Сперанском и Н.С.Мордвинове, и о восстании декабристов на Сенатской площади. Конечно, сложная жизнь взрослых не осознавалась ребенком во всей ее глубине, но, несомненно, «первоначальны впечатленья» были осмыслены им позднее.
Сохранилось 13 работ М.Ю.Лермонтова маслом, 51 акварель, около 450 рисунков пером и карандашом. Исследователи утверждают, что если бы литература не стала главной страстью поэта, он мог стать выдающимся художником. Последняя парадная комната барского дома - столовая. Она обставлена мебелью красного дерева в стиле «жакоб»: круглый обеденный стол под скатертью, стулья, зеркало, напольные часы. В приоткрытую дверцу буфета видна «посуда разного качества»; стены столовой украшены литографиями с видами мест Москвы, связанных с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова: «Вид Красных ворот», «Дворянское собра ние», «Большой театр», «Колокольня Ивана Великого», «Кремль с Замоскворецкой стороны». «Москва моя родина и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал, и там же был слишком счастлив», - писал поэт в письме к Марии Александровне Лопухиной. Известны следующие его строки: Москва, Москва, люблю тебя, как сын, (Отрывок из стихотворения «Смака». 1835-1836 годы) В Москве в 1828-1830 годы М. Лермонтов учился сначала в Благородном пансионе при Университете, а затем, в 1830-1832-е в самом Московском университете. Преподаватель пансиона по русскому и латинскому языкам А.З.Зиновьев вспоминал: «Миша учился прекрасно, вел себя благородно, особенные успехи оказывал в русской словесности. Среди блестящего собрания он прекрасно произнес стихи Жуковского “К морю” и заслужил громкие рукоплескания». Лермонтов в письме к тетушке МА.Шан-Гирей писал: «Я сижу вторым учеником». Газета «Московские губернские ведомости» сообщала: «После двухнедельного соревнования в науках воспитанники Московского благородного пансиона приступили к соревнованям в искусствах. Маурерову сонату на скрипке исполнял Михайло Лермонтов». Неотъемлемой частью духовной жизни всего общества того времени была религия, и она, конечно, сыграла большую роль в воспитании и формировании личности Лермонтова, его мировоззрения. Чувством «теплой веры» проникнуты многие лирические стихотворения поэта. Вероятно, такие чувства охватывали ребенка в образной комнате тарханского дома и вспомнились взрослому Лермонтову, когда он написал Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела? (Отрывок из стихотворения «Ветка Палестины». 1837 год)
Напротив столовой расположена небольшая чайная комната: круглый стол, покрытый нарядной скатертью, на нем посеребренной меди самовар на подносе, горки с посудой из фарфора, хрусталя и стекла, маленький уютный диванчик. Подобная обстановка описана М.Ю.Лермонтовым в романе «Вадим»: «Смеркалось, подали свеч, поставили на стол разные закуски и медный самовар. <„> по стенам чернели высокие шкафы, наполненные домашней посудой». Чаепитие в дворянском быту было распространено повсеместно. «Все, бывало, засядут за круглый стол, на котором дымится исполинский самовар... и пойдут толки о литературе и искусствах», - вспоминал Иван Иванович Панаев, писатель, знакомый поэта Вероятно, на подобные темы беседовали в чайной колшате барского дома долгими вечерами юный Лермонтов и его тетушка МА.Шан-Гирей. Получившая лучшее по тем временам образование, любившая племянника по-матерински, она благотворно повлияла на развитие ребенка, в раннем детстве оставшегося без матери и лишенного полноценного общения с отцом. Ей посылает он один из первых своих поэтических опытов - стихотворение «Поэт»: Когда Рафаэль вдохновенный Возможно, от Марии Акимовны впервые услышал юный Лермонтов имена художников эпохи Возрождния, ставших любимыми: Рафаэль, Рембрандт, Гвидо Рени, Перуджино. Их творения оживают в памяти поэта, когда он говорит о прекрасном и возвышенном: Влюбился я. И точно хороша (Отрывок из стихотворения «Сказка для детей». 1839-1840 годы) Чайную украшают полотна западноевропейских художников XVII-XVIII веков, гравюры с работ Рафаэля, Рембрандта. Е.А.Арсеньева принадлежала к кругу просвещенных дворян и придавала серьезное значение образованию Мишеньки. Взяв на себя определенные обязательства, она «не щадила средств для воспитания внука, оно обходилось ей до десяти тысяч ассигнациями». Для занятий в доме была выделена отдельная коллната - классная. «Обыкновенный курс» начальных наук; заключался в изучении русской и европейской литературы, Закона Божия, древней и всеобщей истории, географии, арифметики и начальной алгебры. В классной комнате барского дома представлены учебники и учебные принадлежности первой трети XIX века: лепной рельефный глобус, крашеные воски, астрономическая и географическая карты, ртутный барометр. «Вообще, он был счастливо одарен способностями к искусствам, - вспоминал троюродный брат поэта Аким Павлович Шан-Гирей. - Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу фигуры в колоссальном виде... уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины». С самого раннего детства поэт имел особую склонность к рисованию. В классной комнате представлены четыре акварели и рисунки карандашом, изображающие батальные сцены. По свидетельству современников, рисунки Лермонтова отличались четкостью и бойкостью карандаша. Среди дневниковых его записей за 1830 год имеется и такая: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче.
Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепьяно, чтобы они не возмутили моего слуха». Проявлялась в ребенке и ранняя чуткость к созвучиям речи: едва научившись лепетать, он любил повторять слова в рифму: «пол - стол», «кошка - окошко». Как это обычно водилось, в дом были приглашены гувернеры: немка Христина Осиповна Ремер, приставленная к ребенку с самого его раннего возраста; француз Жан Капе, бывший сержант Наполеоновской армии. Приглашался в дом и грек-гувернер, что было редкостью в провинции, но греческий язык пришелся Мишелю не по вкусу, и уроки его были отложены. Французским же и немецким Лермонтов владел как родными. «Он славно знает по-немецки и Гёте почти всего наизусть дует. Байрона режет также в подлиннике», - замечал «Также играли мы часто в шахматы и в военную игру», - сообщает А.П.Шан- Гирей. Уделялось в Тарханах внимание и физическому развитию мальчика. Верховая езда «на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла», и гимнастика были «любимыми упражнениями» Лермонтова. О его внутреннем мире, поэтическом мироощущении с самого раннего воpраста свидетельствуют дневниковые записи Лермонтова-ребенка и автобиографические произведения: «Шести лет В мезонине барского дома четыре комнаты, две из них занимала бабушка. Первая комната Е.А.Арсеньевой представляет рабочий кабинет помещицы. Он обставлен мебелью конца XVIII - первой половины XIX века. Это гарнитур мягкой мебели, обтянутой малиновым штофом, секретер красного дерева, небольшой книжный шкаф с книгами по домашнему хозяйству. Здесь же подсвечники в выштых бисером чехольчиках, портрет государыни Екатерины II. Видное место в кабинете занимает портрет М.Ю.Лермонтова работы художника Ф.О.Будкина Бабушка поэта заказала его по производству внука в офицеры Высочайшим приказом от 22 ноября 1834 года. «Наружность Лермонтова была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго», - вспоминает И.И.Панаев. Другой современник Лермонтова, Александр Матвеевич Меринский, отмечал: «Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось». На секретере в кабинете Е.А.Арсеньевой находятся письма поэта к «милой бабушке». Внук присылал «с каждою почтою» очень добрые, заботливые, нежные письма: «Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны на мой счет, а я, будьте уверены, всё сделаю, чтоб про-должать это спокойствие. Целую Ваши ручки и прошу Вашего благословения. Покорный внук М.Лермонтов». Современники отмечали «чрезвычайную и нежность» внука к бабушке, и сама Елизавета Алексеевна писала об этом с радостью и благодарностью: «Милый, любезный друг Мишенька Конечно, мне грустно, что долго тебя не
увижу, но, видя из письма твоего ко мне, я плакала от благодарности к богу, что после двадцати пяти лет страдания любовию своею ты заживляешь раны моего сердца.. Со слезами благодарю бога, что на старости лет послал мне в тебе утешение». Здесь же помещена прижизненная публикация поэмы «Хаджи Абрек» 1834 года В спальне Е.А.Арсеньевой воссоздан типичный интерьер спален первой половины XIX века: кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, ширма, прикроватная тумбочка, на ней - ночной светильник, щипцы (съёмы) для снятия нагара и стакан в подстаканнике, вышитые крестом ковер и картина, поставец красного дерева, заполненный посудой, туалетный стол (комод) Марии Михайловны... Личные комнаты М.Ю.Лермонтова после его гибели и смерти Е.А.Арсеньевой долгое время сохраняли прежнюю обстановку. В 1859 году усадьбу посетил прапорщик Стрелкового батальона, стоявшего в уездном городе Чембаре в 20 верстах от Тархан, И.Н.Захарьин-Якунин. Он писал: «Когда мы приехали... и вошли в господский дом, то он оказался пустым, то есть в нем никто не жил, но порядок и чистота были в доме образцовые, и он был полон мебели, той же, какая была восемнадцать лет назад, когда в этом доме жил М.ЮАермонтов. Нас встретил тот самый дворовый человек, бывший с Лермонтовым на Кавказе, и повел нас наверх, в мезонин, в те именно комнаты, в которых всегда жил, находясь в Тарханах, Лермонтов. Там, как и в доме же, всё сохранилось в том виде и порядке, какие были во времена гениального жильца этих комнат». В застекленных шкафах красного дерева представлены книги круга чтения поэта, акварели «Маневры в Царском Селе», «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой», «Сражение при Валерике», «Зимний путь». Посетители могут увидеть работу маслом «Атака лейб-гусар под Варшавой», рукоять турецкого ятагана, принадлежавшего М.Ю.Лермонтову, его альбом с портретом Е.А.Арсеньевой в молодости, портсигар и курительную трубку, портрет поэта в форме лейб-гвардии Гусарского полка художника П.Е.Заболотского. Работы на военную тематику и турецкий ятаган напоминают о слркбе Лермонтова на Кавказе, где он участвовал в кровопролитных сражениях, командовал сотней отважных «партизан», принятых им от Руфина Ивановича Дорохова, участника Кавказской войны, «который коротко знал и любил.. Лермонтова, странствовал и сражался вместе с ним». Поэт был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов. «Славный малый - честная, прямая душа., он пылок и храбр, - не сносить ему головы», - писал Р.И.Дорохов. Однако «...военное поприще не было призванием Лермонтова, и военный мундир он носил только потому, что тогда вся молодежь лучших фамилий слркила в гвардии». Размышления М.Ю.Лермонтова о войне и мире встречаем в его стихотворении: И с грустью тайной и сердечной (Отрывок из стихотворения «Валерик». 1840 год) На столе одной из комнат поэта видим шахматы в коробке красного дерева первой половины XIX века. Лермонтов любил игру в шахматы и, по свидетельству кавказского сослуживца К.Х.Мамацева, предавался ей с увлечением. «Он искал, однако, сильных игроков, и в палатке Мамацева часто устраивались состязания между ним и молодым артилерийским поручиком Москалёвым. Последний был действительно отличный игрок, но ему только в редких случаях удавалось выиграть партию у Лермонтова», - писал В.А.Потто со слов Мамацева. В плоском жестяном портсигаре с изображением охотничьей собаки на верхней крышке сохранились пять папирос, на внутренней стороне крышки надпись: «Лермонтов - убит Мартыновым в Пятигорске, 1841-го июля 15-го. Грустное воспоминание! подарена Лермонтовым А.Г.Реми».
На письменном столе в кабинете М.Ю.Лермонтова располагаются рукописи произведений, над которыми поэт работал в Тарханах зимой 1835/36 года За один месяц с небольшим он сделал вольный перевод из Байрона («Умирающий гладиатор»), написал четвертый акт новой драмы «Два брата», вступление к «Тамбовской казначейше», закончил поэму «Сашка». В это же время Лермонтов беспокоится о судьбе драмы «Маскарад», которую не пропускает цензура. Комнату украшают акварельные портреты работы поэта: С.А.Раевского, его друга; отца - Ю.П.Лермонтова, женщины, которую Лермонтов любил всю жизнь, - Варвары Александровны Лопухиной. На столе находятся и личные вещи поэта: фарфоровая чернильница, дорожная шкатулка, печатка с инициалами «М» и «А» - ею Лермонтов опечатывал письма. Странствия и путешествия были постоянным уделом поэта. За свою короткую жизнь он провел в дороге 365 дней, проехав свыше 1500 верст (исключая поездки по Кавказу в составе боевых частей). «Право, мне необходимо путешествовать, - я цыган», - писал Лермонтов в 1832 году. В 1837-м он сообщает: «...я сделался ужасным бродягой, а право, я расположен к этому роду жизни». Когда М.Ю.Лермонтов уезжал в последний раз на Кавказ, князь В.Ф.Одоевский подарил ему записную книжку с дарственной надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную... 1841. Апреля 13-е». В эту книжку М.Ю.Лермонтов вписал последние 16 лирических шедевров, среди них: «Выхожу один я на дорогу», «Спор», «Тамара», «Листок». Копия записной книжки также представлена в экспозиции. У поэта было предчувствие ранней смерти и страстная жажда жизни: Мне нужно действовать, я каждый день (Отрывок из стихотворения «1831-го июня 11 дня». 1831 год) 15 июля 1841 года у подножия горы Машук близ Пятигорска произошла дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. «Пистолетный выстрел во второй раз похитил у России драгоценную жизнь, составлявшую национальную гордость», - писала близкая знакомая М.Ю.Лермонтова поэтесса Евдокия Петровна Ростопчина в 1858 году французскому писателю Александру Дюма-отцу.
Жизнь крестьян была хорошо знакома поэту с детства. Он играл с крестьянскими детьми, бывал в селе у «мамушки» - так Лермонтов называл свою кормилицу тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину. Поэт посещал народные праздники, которые в Тарханах «встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю». Он хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль отводил песне: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Народных песен в Тарханах Лермонтов слышал много. Как вспоминал СЛ.Раевский, Святками ряженые приходили каждый вечер в барские покои, пели и плясали, потешая маленького барина. «На Троицу и Семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было страсть - на всех закуску готовили, всем угощение было», рассказывали тарханские «старушки» первому научному биографу поэта П.А.Висковатову. На поляне ставили березку, украшали ее лентами, цветами, водили хороводы, пели песни. Крестьянский быт Тархан дал богатый материал для М.Ю.Лермонтова. Его произведениям, истоки которых поэт черпал в повседневной жизни села, посвящена литературная часть экспозиции в людской избе. Роман «Вадим», стихотворения «Родина» и «Бородино», поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» - произведения, которые, по словам В.Г.Белинского, свидетельствуют о кровном родстве их автора с народом: «Поэт... подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи». Сценический мир бессмертных произведений поэта проиллюстрирован экспонируемыми в людской избе предметами быта, декоративно-прикладного искусства, изобразительными материалами с использованием современных технических средств визуализации. Это костюмы времен царствования Ивана Грозного, орудия восставших крестьян Пугачёвского бунта, оружие и офицерские мундиры образца 1812 года, портреты героев войны с Наполеоном, русских государей Екатерины II и Александра I, издания произведений, иллюстрации к ним русских и советских художников. В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник, возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007 году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст ее - более 100 лет. Во все времена работа мельника уважалась и почиталась. Сельский мельник был, как правило, человеком состоятельным. По роду занятий его дом служил постоялым двором и харчевней для приезжающих на мельницу крестьян. Экспозиция мельницы и дома мельника «Крестьянский мир Тархан» раскрывает экономический уклад жизни села, быт зажиточного крестьянина-мельника, реконструирует обычаи, трудовую этику и эстетику предков.
По сохранившимся документам, описи церковного имущества и фотографии иконостаса 1923 года, восстановлен первоначальный интерьер церкви: дубовый, с позолоченными элементами иконостас, иконы (в большинстве местные, тарханские), часть из них - мемориальные. Сохранились церковные рукописные книги лермонтовского времени. В одной из них, представленной в храме и происходящей из сельской церкви святителя Николая Чудотворца (не сохранилась), весной 1815 года сделана запись о пребывании у исповеди Е.ААрсеньевой, Ю.ПЛермонтова, М.М.Лермонтовой и их сына Михаила в возрасте «полугоду». Это уникальный документ, содержащий первую запись о М.Ю.Лермонтове в Тарханах. Тринадцать раз поэт отмечен в метрических книгах как крёстный отец крестьянских детей. В книге за 1845 год сохранилась запись о смерти бабушки поэта Е.А.Арсеньевой. С раннего возраста поэт необыкновенно тонко чувствовал и понимал природу, был наделен богатым воображением, чутким восприятием ее величественных картин. «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее; будторы цари, сопровождающие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства», - писал Лермонтов в 1830 году.
Дорожку от барского дома к пруду пересекает сосновая аллея - она ведетк теплице, где теперь выращиваются характерные для первой половины ХIX века виды цветов для дальнейшей их высадки в цветниках и украшения комнат барского дома. От церкви святой Марии Египетской аллея из акаций спускается к пруду и беседке "Тайной", на террасированном склоне устроена "дерновая скамья". В дальнем углу парка на вершине холма сохранились "траншеи": два земляных укрепления были устроены специально для военной забавы - здесь Лермонтов ребенком играл в войну со своим "потешным" войском. На льду Большого пруда поэт видел шумные сельские кулачные бои. А.П. Шан-Гирей вспоминает: "Зимой... на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену... сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови". Из окон комнат М.Ю.Лермонтова открывается великолепный вид на село и дали: Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, (Отрывок из стихотворения «Вечер после дождя». 1830 год) Барская усадьба уютно расположилась на берегу небольшой степной речки Марарайки. По обеим ее сторонам раскинулось село, в русле реки устроен Большой пруд. За плотиной речка бежит по оврагу, постепенно набирая силу. В трех верстах от Тархан на ее берегу расположена усадьба «Апалиха», где жили родственники М.Ю.Лермонтова - семья Шан-Ги- реев: «любимая тетинька» Мария Акимовна и ее муж Павел Петрович с детьми. В 1825 году Шан-Гиреи переехали с Кавказа и целый год всей семьей жили в Тарханах. Члены этой семьи относились к Лермонтову с нежной любовью, бережно хранили его реликвии: «маскерадную книгу», в которую поэтом были вложены новогодние мадригалы; автографы стихотворения «Валерик», поэм «Черкесы» и «Аул Бастун-джи»; альбом с рисунками. Господский дом в Апалихе не сохранился, от старинной усадьбы остался большой роскошный парк с вековыми деревьями: липовая аллея, каштаны, сирень, акация... Свод неба синий тих и чист; (Отрывок из стихотворения «Черкесы». 1828 год) В центре села Лермонтово на высоком берегу Большого пруда стоит церковь. Она возведена на средства Е.А.Арсеньевой взамен старой, деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, построенной первым владельцем села Яковом Долгоруковым в середине XVIII века. Старая церковь была перенесена на сельское кладбище и служила там часовней. Новый храм в 1840 году, за год до гибели поэта, был освящен во имя Архангела Михаила, считавшегося святым покровителем М.Ю.Лермонтова.
Рядом расположена усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых В апреле 1842 года прах поэта был перевезен из Пятигорска в Тарханы и предан земле вторично.
Как бы выполняя поэтическое завещание поэта, шумит и склоняется над его могилой могучий дуб:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |