![]() | |||||||||||||||||||||||||
Контакты e-mail: pia04@mail.ruИрина *******************Современный Солигалич
******************* Монзенская
![]() |
Город упоминается в летописях с 1335 года как Соль Галичьская. Хотя соляной промысел, как и само поселение, возникли ранее (о нем упоминалось еще в духовной грамоте Ивана Калиты). Местная легенда связывает его возникновение с основанием Воскресенского монастыря.
В середине XIV века в составе Галичского княжества вошёл во владения московских князей, в 1450 году окончательно присоединен к Москве и оказался на восточной границе Московского княжества. По этому случаю город укрепили — в конце XV века на левом берегу Костромы построили деревянную крепость на земляном валу (Макарьевский вал). Строили крепость посадские люди в порядке общественной повинности при участие крестьян окрестных деревень. Окружность крепостного вала составляет 405 метров, высота достигала 8 метров. С трех сторон вал окружался водяным рвом глубиной до 4 метров. С западной стороны его омывала река Кострома. По периметру вала проходила деревянная стена, основанием которой служили срубы шириною около двух метров из сосновых бревен заполненные землей. Крепость на случае осады была достаточно хорошо вооружена, и продовольственный запас позволял долгое время вести оборонительные действия. Татары дважды пытались взять город. Но по легенде его всегда спасал Преподобный Макарий. В последнее нашествие среди населения распространялось негативное настроение: все погибнет. На третий день, когда поражение наших войск было не минуемо, Марий выехал на белом коне в красном плаще на валы, на крепость, и его вид привел в ужас татар, что они ослепли и начали воевать сами с собой. На самом деле Макарий не принимал прямого участия в сражении, а лишь молился. В память о чудотворном событии Макария Желтоводского при Успенском храме, стоявшем внутри крепости был заложен предел преподобного Макария. Древний Успенский храм был ровесником солигаличской крепости и славился чудотворной иконой Макария Унженского. В 1786 году усердием граждан и деревенских прихожан после пожара деревянный храм начали восстанавливать в кирпиче. Успенская церковь на сегодняшний день не сохранилась, в 1930 году была разобрана.
Храм располагается на улице, раннее называвшейся Рождественская, сегодня носит имя революционера Вылупкина, благодаря которому революция 1917 года в Солигаличе прошла кроваво. В 1613 года город был выжжен дотла набегом отряда литовцев. Сгорели и деревянные постройки на валу. О пожаре так же свидетельствуют проведенные раскопки в 1957 году. Были обнаружены обгоревшие срубы бывшей мостовой, двойной настил которых прилегал вплотную к северо-восточной стене крепости. В 18 веке Солигалич богател за счет добычи соли, такая же ситуация была с близлежащими населенными пунктами. Достать её дешевле было и проще. Спустя несколько веков нашли большие месторождения за Нижнем Новгородом, достать ее было дешевле и проще. Соль лежала ближе к поверхности. И постепенно соляной промысел сходит на нет, добывают его только кустарным способом. Жители окрестных деревень приходили в Солигалич, чтобы добыть соль. Из колодца большими бадьями таскали воду, мочили в них тряпки, вода выпаривалась, а на тряпки оставались кристаллики соли. Чтобы собрать мешочек соли требовалось огромное усилие! Но промышленно ее уже никто не добывал. В городе сохранился деревянный соляной колодец тех времен.
Солигалич всегда был торговым городом, поэтому на его цетральной площади сохранились торговые ряды. Изначально торговые помещения в них располагались на первом этаже, в подвальных помещениях были склады, а сегодня склады организованы в чердаках. Есть новые и старые ряды. Старые находятся на реставрации. В Солигаличе мало каменных домов. В основном все деревянное. Многие современные строения сделаны по типу основных видов сооружений окрестности.
|
||||||||||||||||||||||||
![]() |