![]() | |||||||||||||||||||
Контакты e-mail:
|
К северу от Коврова, на реке Клязьма в 14 км от железнодорожной станции Мстёра, в окружении девственных лесов, больших лугов и ополий, находится поселок городского типа Мстёра, в прошлом Богоявленская слобода, известная своими иконописными мастерскими, а позже - один из прославленных центров русского народного искусства – миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше (шкатулки, ларцы и др.), вышивки, ювелирных изделий (скань). В документах Мстёра впервые упоминается в 1267 году. Изначально существовало поселение вокруг действующего монастыря, называвшееся Богоявленский погост. Постепенно селение разрасталось. 27 мая 1809 года стало именоваться слобода Мстёра. Свое название она получила от реки, на берегу которой расположился центр города. Слово «Мстёра» с угро-финского обозначает «топкое, низменное, болотистое место». Но местный краевед Кириллов считает, что название Мстёра происходит от слова «мастера», что наиболее созвучно специфики данного селения. Мстёра расположена на слиянии 2-х рек. А вообще, рек, окружающих поселение, семь: Тара, Топка, Клязьма, а дальше идут притоки: Старица, Тунги, Гоинга, Оинька. Земли здесь были неплодородные. Население изначально занималось торговлей и ремеслом. Основным, прославившим это селение, было, конечно же, иконописание. Первые иконописцы появляются в этих краях в 1610 году. Настасья Ромадановская приглашает иконописцев для росписи домовой церкви. В конце 19 века в Мстёре уже существует 32 иконописные мастерские, до 500 человек иконописцев, а вообще в этом промысле было занято до 2000 человек: копировщики, чеканщики, сусальщики… Основа иконы делалась из липы, сосны, кипариса. Кипарис везли из Астрахани, по Волге, до Нижнего Новгорода, а дальше по Клязьме во Мстёру. На основу выкопировывали рисунок, рядом находится палитра, рядом камушек – курант. Писали – сухой порошок с камушками, и чтобы их измельчить нужен большой камень. Куриное яйцо, желток отделялся от белка. В желток добавлялась краситель, вода и квас – для того, чтобы краски быстро не портились от тепла (летом от уличной жары, а зимой от жара печки), сегодня вместо кваса добавляют яблочный и виноградный спирт. До 1922 года электричества в поселении не было. Зажигалась керосиновая лампа. Роспись с вкладом – в основной цвет добавляются белила, и происходит постепенное высветление цвета. Готовая работа покрывалась палитрой. Мастерские иконописные разделялись по классам: высшие, средние и низшие. В низших и среднего класса шло разделение труда: одни иконописцы писали только лики и руки, другие – одежду святых, пейзаж, архитектуру. Норма за 1 смену (12 часов) – 50 ликов. В этих мастерских движения иконописцев были автоматизированы (на сотом мазке приходил автоматизм, некогда делать лишних движений - надо заработать денюшек). В мастерских высшего класса всю икону от начала до конца писал 1 мастер. Во Мстёре были лучшие реставраторы в России. Первый предел в Храме Василия Блаженного в Москве расписывала бригада мастеров из Мстёры под руководством Черекова, т.е. были мастера не только по иконе, но и по настенной живописи. Успенский Собор в Кремле 1896 года реставрировала бригада 40 человек. Все иконописные мастерские в Мстёре держали старообрядцы. Производили здесь иконы для всей России, но вот требования был разные. Московские старообрядцы требовали написание икон под Строгановскую школу иконописи – это тонкое, мелочное письмо золотом. Верущие за Уралом (Тобольск, Томск, Нижний Курган)заказывали иконы, в которых должны быть соблюдены каноны Московской школы иконописи, а верующие из Архангельска и Севера требовали соблюдения письма под Новгородскую школу иконописи. Зеленые поля, ясный солнечный колорит, тяжеловесные лики лица – новгородская школа, роспись заканчивается капелькой. Отличительной особенностью иконы, произведенной во Мстере в конце 19 века: а) фон из бледного голубого переходит в насыщенно-темный. б) нимбы святых обязательно выкладываются сусальным золотом, только здесь происходит растушевка лика с одной стороны – голубым (зеленым, или просто холодный) цветом, с другой стороны – розовым) в) принцип построения композиции: стремились изобразить фигуру святого в полный рост и на фоне обители г)Золотопровельное письмо. Фигура святых расписывалось золотом с разным оттенком. В каждой мастерской была собственная художественная манера написания. Осваивая мастерство, иконописцы открывали собственные мастерские: Иван Михайлович Дикарев, братья Чирековы, Евгений Грязин, Василий Павлович Гуржанов. Мастера работали вахтовым методом: приезжали на определенное время, а затем уезжали. Иван Михайлович Дикарев был единственным мастером, который доплачивал за переписку иконы. Не только иконописью славилась Мстёра в 19 веке, а ещё и литографией, благодаря усилиям Ивана Александровича Голышева. Он родился 14 июня 1834 года. В семье рождались одни девочки, вот была радость, когда наконец-то появился мальчишка. Отец учил его рисовать, собирать цветы, составлять гербарий. Отец часто уезжал за товаром в Москву. Вдруг мальчишка заболевает корью и золотухой. Мама поила его сусальным золотом, чтобы излечить от данных заболеваний. Отец усиленно молился. Через неделю мальчика оставили недуги , но он потерял зрение. Отец повез его в Москву, в больницу, где ему смогли восстановить зрение только на один глаз. Когда отец забирал мальчика из больницы при нем был вырезанный рельеф . Мальчик впервые увидел печатные картинки и решил, что когда вырастит, откроет во Мстёре свою литографию. Это было непросто крепостному крестьянину в деревне открыть литографию! Надо было получить разрешение от графа Панина, которому в то время принадлежали данные места. Граф был министром юстиции. Ходил по Петербургу и хвастался, что у него крестьяне такие продвинутые, что в деревне литографию открывают. Затем поехали за разрешением в Министерство Внутренних Дел в Москве. А уже летом Голышевы приехали во Владимир к губернатору. Весь день сидели под дверьми. Сначала губернатор раскидал листы с проектом, а когда «разрядился», то разрешение дал. В 1858 году литография заработала. Издавал народные лубки, виды памятников древнерусской архитектуры, альбомы археологических находок и предметов русской старины, распространял через офеней произведения Н.А. Некрасова. С 1860 года занимается изучением родного края. Собирает более 600 старинных предметов и безвозмездно передает их в музеи Москвы и С-Петербурга, Владимира. Помещает 500 историко-краеведческих статей и заметок в губернских, московских и петербургских изданиях. Многие из статей иллюстрированы его рисунками.
Привозили из новгородской области с завода картон, нарезали кусочки, склеевали из несколько слоев, пропитывали техническими маслами, просушивали при температуре 100 градусов Цельсия, а затем загрунтовали. Черный лак – по внешнему краю, внутри – красный. Если живопись сделать поверх черного фона, то через год рисунок пропадет, поэтому на лак наносили белый грунт. Затем работу плавили, наносили золото, а затем шкатулка покрывалась прозрачным лаком, готовую шкатулку полируют. Изготовленные из папье-маше ларцы, шкатулки, пудреницы художники расписывают изящными колонковыми кисточками, темперными красками из желтковой яичной основе. Сказочно-былинную или современную, историко-революционную или фольклорную темы художник-миниатюрист изображает на папье-маше, подчиняя произведение законам миниатюрной живописи: торжественному, праздничному или строгому суровому ритму; образным, живописным народным языком; в яркой декоративной манере. Корифеем Мстерской миниатюры по праву считается Н.П. Клыков (1961-1944гг.) Его творчество является основополагающим для современных художников Мстёры. Наряду с миниатюрой в советский период развивается художественная вышивка. Славится Мстера мастерами-ювелирами, которые создают филигранные и мельхиоровые изделия посудной группы, сувениры и бижутерию с позолотой, посеребрением и эмалью. Яркий самобытный талант художников Мстеры принес им всемирную известность и славу, награды международных (в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе) и отечественных художественных выставок. В экспозиции Мстерского художественного музея представлены лучшие произведения мстерских художников дореволюционного и советского периодов. Во Мстёре, в центре города, расположены 2 монастыря: мужской и женский, друг рядом с другом. Мужской Богоявленский, достаточно хорошо сохранился, а вот женский сильно пострадал в Советские годы, был перестроен под клуб, искажены его архитектурные формы, и сегодня требуются большие усилия по его преобразованию. И тот и другой монастыри действующие.
Современная Мстёра – это рабочий поселок в 120 км к юго-востоку от областного центра – древнего русского города Владимира с населением 6500 человек. Как и прежде, основной деятельностью людей, живущих в этих краях остается иконопись, лаковая миниатюра, вышивка, ювелирно-чеканное производство.
|
||||||||||||||||||
![]() |