Добро пожаловать
 

 

Мое фото

Контакты

e-mail:
pia04@mail.ru

Ирина

*******************

Расписание богослужений:

в будни: в 7:30 и 16:00 в выходные и праздничные дни: в 9:00 и 17:00. Богослужение в монастыре совершается ежедневно.

У паломников и гостей монастыря есть возможность совершить погружение в святой источник-купель иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», расположенный на северном склоне.
Часы посещения купели: с 9:00 до 19:00, понедельник, вторник - санитарные дни. Здесь ежедневно читаются молебны Божией Матери перед икона, «Всецарица», «Неупиваемая чаша», «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец».
Молитвы: блгвв. кнн. Петру и Февронии (о мире и любви в семье), свт. Спиридону Тримифунтскому (помогает во всех житейских нуждах), свт. Николаю Чудотворцу(помогает во всех житейских нуждах), свмч. Харалампию Магнезийскому (об изобилии плодов земных)

 

Контактные телефоны:

канцелярия монастыря -
8 (34-271) 5-75-35
8-912-591-89-03
трапезная -
8 (34-271) 5-75-33

электронная почта

uralafon@yandex.ru

сайт

www.uralafon.perm.ru

 


Расписание молебнов и панихид: ежедневно в 7:30 братский молебен прмч. Варлааму Белогорскому;
в субботу: в 8:00 - молебен с акафистом свт. Николаю, в 11:00 - панихида; в 14-00 молебен пред частицей мощей вмч. Пантелеймона целителя, в воскресение: в 8:00 - молебен с акафистом перед ик.Б.М.Иверской.

Заказать требы о здравии и об упокоении можно по почте.
Адрес мондстыря: 617442, Пермский край, Кунгурский рлйон, д. Белая Гора,
ул. Монастырская, 1.
Имена, о ком молиться, можно указать в почтовом переводе или вложив в конверт бланк почтового перевода и записку с именами.

Крещение в монастыре проходит по субботам,
по предварительной записи
Убедительная просьба при крещении младенцев и несовершеннолетних - присутствие крестных православной веры.
телефон для записи:
8-912-591-89-03

 

Дорога к храму
Мы рады паломникам в любое время года с 9 до 19 часов.

Добраться до монастыря можно:
рейсовым автобусом из Перми с центрального автовокзала. Два рейса Пермь - Калинино доставят вас до села Калинино. Дальнейшие 12 км вы можете преодолеть на такси либо пешком;
. на личном транспорте. На федеральной трассе Пермь-Кунгур есть указатель Белогорский монастырь. От трассы до монастыря 47 км;

из Кунгура можно приехать автовусом. В течение дня отправляется два рейса Кунгур-Калинино. Такси до монастыря тел.: 8(34271) 33-3-33

 

*******************

Современный вид монастыря

Белогорский мужской монастырь

 

Белогорский мужской монастырь

 

Белогорский мужской монастырь

 

Белогорский мужской монастырь

 

Белогорский мужской монастырь

 

Белогорский

Свято-Николаевский

миссионерский

мужской монастырь

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь

Белогорский Свято-Николаевский православно­миссионерский мужской общежительный монастырь находится на краю горы Белой (Уральские горы), в 85 километрах от города Перми и в 50 километрах от города Кунгура. Белая гора - самая высокая точка Тулвинской возвышенности, расположенной между четырьмя полноводными уральскими реками - Камой, Сылвой, Иренью и Вешерой.

Почему гору, возвышающуюся среди лесов, назвали Белой? Объяснений несколько. Здесь долго не тает белый снег. Здесь выходят на поверхность белые известняки. Гора, как ежедневный экзамен на белую, чистую совесть. Каждый, кто хоть единожды побывал здесь, знает это удивительное чувство, когда отступает суета, невзгоды, горести, тревоги.... Спокойно и мирно становится на душе.

Уральским Афоном называли Белогорский монастырь. Красота и величие самого монастыря и окружающей природы вполне позволяли сравнивать его с настоящим Афоном, но не это было главным. Прежде всего монастырь славился строгим соблюдением устава, в основу которого был положен устав монастырей Святой Горы, строгим уставным - без пропусков и нововведений - богослужением, строгим внутренним устройством, строгостью жизни самих монахов.

Сама же идея создания Белогорского монастыря связана с борьбой Русской Православной Церкви против раскола. Известно, что Урал издревле являлся прибежищем старообрядцев. В народе Белые горы славились особой дремучестью. В окрестных деревнях и рабочих поселках даже бытовала поговорка: «Уйду, де, от вас на Белые горы!» То есть спрячусь так, что никто никогда меня не найдет. Здесь, на отрогах Уральских гор, покрытых густыми лесами и окруженных непроходимыми болотами, во множестве селились раскольники. Старо­обрядческое народонаселение Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, Екатеринбургского уездов, а также Юго-Кнауфского и Бымовского заводов в то время преобладало над православным. Поэтому Белогорье смело можно было назвать одним из мощных центров староверов.

Но Пермский край был известен и своими миссионерскими традициями. Начало было положено еще в XV веке святителем Стефаном Великопермским, а в конце XIX века его дело успешно продолжил главный миссионер Пермской епархии протоиерей Стефан Луканин (1841-t 1904).

Миссионерская практика давно уже навела Луканина на мысль, что для привлечения старообрядцев в лоно Святой Православной Церкви следовало бы где-нибудь в центре раскола устроить такой храм или монастырь, в котором бы отправлялись богослужения по Уставу Православной Греко-Российской Церкви. Для этой цели лучшего места, чем Белая гора, трудно было найти.

Двадцать девятого апреля 1891 года во время путешествия по Японии на Наследника Всероссийского престола Цесаревича Николая Александровича (впоследствии Государя Императора Николая II) было совершено покушение. Неожиданно, на одной из улиц города Оцу, на него набросился с мечом японец. Цесаревич успел уклониться, и клинок только скользнул по лбу.

В честь этого чудесного спасения по инициативе того же отца Стефана и по благословению епископа Пермского и Соликамского Владимира (Никольского, 1900), при участии православного и единоверческого духовенства, 16 июня 1891 года, был освящён сооружённый на Белой горе величественный деревянный восьмиконечный крест высотой в пять саженей (10 м. 65 см.), впоследствии прозванный в народе “Царским”. Позже, по этой же причине, дадут название и монастырю - Свято-Николаевский, и главному храму - Кресто- воздвиженский.

Белогорский мужской монастырь

Соорудив и освятив Царский крест, духовенство и все присутствовавшие приняли всеобщее обещание: ежегодно, в Неделю Всех святых, совершать на Белую гору торжественный крестный ход от всех близлежащих приходов. Эта традиция свято соблюдалась вплоть до закрытия монастыря, привлекая в лоно Православной Церкви массы старообрядцев, сёла и деревни, скиты и келлии которых далеко виднелись с вершины Белой горы. Кстати, назвали гору Белой потому, что выпавший первый снег на ней не таял и среди бескрайнего осеннего разноцветья лесов и лугов гора выделялась своей ослепительной белизной. 18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе.

На освящении, среди многочисленных гостей и местных жителей, присутствовал и Василий Коноплёв, раскаявшийся старовер, простой крестьянин, которому суждено было в дальнейшем стать первым игуменом Белогорской обители.

Строительство первого деревянного храма было закончено в феврале 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, в них позже в том числе находились столярная и слесарная мастерские. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам.

Но уже через три года после постройки, 16 ноября 1897 года, деревянный храм полностью сгорел. В этом же 1897 году начинается строительство каменного двухэтажного корпуса для старшей братии.

Двадцатого января 1897 года Белогорский монастырь был утверждён Святейшим Синодом Русской Православной Церкви штатным мужским общежительным монастырём. Иеромонах отец Варлаам был назначен его настоятелем.

Закладка нового каменного храма - Крестовоздвиженского собора состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет. По окончании строительства храм вмещал 8 тысяч человек. Храм был завершён и открыт в 1917 году. Освящение храма длилось с 7 по 9 июня. На освящении присутствовало около 30 тысяч человек. Прибыли на Белую гору и почётные гости: архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский, 1918-1919), епископ Соликамский Феофан (Ильминский,) и другие гости. Крестовоздвиженский собор, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский собор в Киеве. В то время он был третий в России по размерам после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Братия на освещении Крестовоздвиженского храма в 1917г.

Братия и послушники у иконостаса Крестовоздвиженского храма в день его освящения 7 июня 1917 г.

Иконы для главного и боковых иконостасов были исполнены белогорскими мастерами в греческом стиле. Снаружи белоснежные стены храма были украшены разными иконами, писанными на жести тоже в мастерской монастыря. Золочёные кресты на куполах видны были вокруг на многие вёрсты. «Отрадно было видеть, - вспоминают очевидцы, - как золотые кресты далеко испускают свой блеск, привлекая внимание богомольцев, идущих издалека помолиться в родную для них обитель».

За первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось до четырёхсот человек. Следуя миссионерским задачам монастыря, монахи неустанно вели беседы с раскольниками о правоте православной веры. Многие старообрядцы после таких бесед, осознав своё заблуждение, принимали в обители Православие через Таинства Покаяния и Миропомазания.

Для любящих уединение и более опытных в духовной жизни монахов в пяти верстах от монастыря был устроен Серафимо-Алексиевский скит, где проживали тридцать пять монахов, придерживавшихся ещё более строгих общежительных правил, чем в самой Белогорской обители. Настоятелем скита был назначен иеромонах Серафим (Кузнецов). Белогорский скит был создан в память «всерадостного события» - рождения Наследника царского престола царевича Алексия и получил название во имя святителя Алексия, Небесного покровителя Его Высочества, и преподобного Серафима Саровского, по молитвам которого Бог дал наследника Российскому государю.

Монахи в скиту жили в полном уединении и безмолвии. Женщинам вход в скит был строго воспрещён, кроме трёх дней в году: 19 июля /1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского; 17/30 августа и на второй день праздника Всех святых. В скиту было две церкви: наземный храм Серафима Саровского и вырытый прямо в горе пещерный храм во имя препо­добных Антония, Феодосия Киево-Печерских и всех Печерских святых.
Отец Серафим (Кузнецов) был участником торжеств, посвящённых 300-летию Дома Романовых. Неодно­кратно посещал Марфо-Мариинскую обитель и был духовником Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Тесная духовная дружба связывала о. Серафима с Великой княгиней, которая во время последней встречи с ним весной 1917 г. обратилась к нему с просьбой: «Если меня убьют, то прошу Вас похоронить меня по-христиански». Эта просьба оказалась пророческой. Во время Первой мировой войны, преодолев многие препятствия, отец Серафим уехал добровольцем на фронт.

Замечательным событием в истории Белогорья стало посещение монастыря Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. На Белой горе Елисавета Феодоровна провела два дня - 19-20 июля 1914 года. Она с интересом осмотрела пещеры отшельников в Серафимо- Алексиевском скиту, душевно пообщалась с отцом Серафимом и его матерью монахиней Анастасией, ознакомилась с работой многочисленных мастерских и историей Белогорской обители. В планах её было ещё посещение Екатеринбурга и Алапаевска. Через четыре года она снова приехала в Пермь, но уже в качестве пленницы большевиков. Из Перми увезли её вместе с верной помощницей Варварой Яковлевой, не пожелавшей с ней расстаться, в Алапаевск. Там они и приняли мученическую кончину: их живыми сбросили в одну из алапаевских шахт. Когда большевики отступили от Екатеринбурга и Алапаевска, тела мучениц из шахт достали, и верный завещанию Елисаветы Феодоровны, игумен Серафим (Кузнецов) повёз гробы с их телами в Святую Землю. Там, в русской Гефсимании, в храме святой Марии Магдалины они и обрели последний свой покой. Этот Храм был заложен 37-ю годами ранее Великим Князем Сергием Александровичем, супругом Елисаветы Феодоровны. Игумен Серафим поселился в Малой Галилее, на горе Елеон, где он построил небольшой домик невдалеке от храма св. Марии Магдалины. Скончался игумен Серафим в греческом монастыре и был погребён 23 февраля 1959 года.

Недолго просуществовала Белогорская обитель. В июне 1918 года был арестован архиепископ Андроник. А 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой горы. Пригласив, якобы на собрание, в село Юго-Осокино (ныне село Калинино), большевики арестовали архимандрита Варлаама. Он был отправлен в город Осу и, замученный большевиками, брошен в Каму. Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет.

После трагической гибели отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий (в миру Александр Гаврилович Вершинин, 1881-1918). Однако ему недолго было суждено возглавлять братию монастыря. С августа 1918 по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря, в их числе был и иеромонах Сергий. 10 октября большевики увезли его из монастыря и зверски убили. Тело его, исколотое штыками, с простреленными ладонями и размозжённым черепом нашли после отступления красных.

В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места.

Памятная стена на Крестовоздвиженском храме в Белогорье

памятная стена на здании цетрального храма, посвященная трагическим событиям начала ХХ века.

С 1930 года на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже открыт дом инвалидов. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. С 1946 по 1986 годы на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

С 1991 года монастырь, вернее, то, что от него осталось, был возвращён Русской Православной Церкви. Сейчас он снова находится в ведении Пермской епархии. 26 мая в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля игумен Варлаам II (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорской обители. Это был самый трудный период начала восстановления монастыря. За короткий срок до своей кончины о. Варлаам с немногочисленной братией (10 человек) проделали огромную работу. Они очистили от десятков тонн мусора Крестовоздвиженский храм.

С февраля 1997 года на Белой горе стали организовываться Свято-Варлаамовские православно­миссионерские чтения, с 27 июля того же года начали ежегодно совершаться крестные ходы из Перми на Белую гору.

27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, в Белогорской обители был освящён и вновь воздвигнут Царский крест. 5 мая 2005 года состоялось великое освящение Главного престола Крестовоздвиженского храма Белогорского монастыря.

Крестовоздвиженский храм в 80-ые гг 20 столетия

Крестовоздвиженский храм в 80-е годы ХХв.

Крестовоздвиженский храм в 80-е годы ХХв.

Белогорский монастырь восстанавливается не только как центр духовности, центр монашеской жизни, монастырского трудолюбия, но и как культурно­исторический центр. Растёт и приумножается монашеская братия.

Подвиг веры, исповедничества и мученичества Белогорских насельников во главе с священномучеником архимандритом Варлаамом, трагическая история обители - привлекают тысячи паломников. Уникальная красота природы Белой горы, величие «Царского» Креста, благолепие церковного зодчества монастырских храмов не оставляют равнодушными всех, кто здесь однажды побывал. Тысячи жителей Прикамья и всей России своими личными пожертвованиями оказывают посильную помощь в восстановлении Белогорья. 1 марта 2010 год, определением Священного Синода, правящим архиереем Пермской и Соликамской епархии Русской Православной Церкви и священно- архимандритом Белогорского монастыря был назначен митрополит Мефодий (Немцов). Взойдя на Пермскую кафедру, он обратил особое внимание на работы по восстановлению Белогорского монастыря.

Плодотворно совершается совместная работа владыки Мефодия с губернатором края Олегом Анатольевичем Чиркуновым и его Администрацией, а также, с фондом «Белая гора», попечителями и благотворителями монастыря по восстановлению обители.
В частности, по поручению губернатора, Администрация Пермского края подготовила программу по привлечению средств бюджета региона и иных средств, для продолжения реставрационных работ в Белогорском монастыре. В соответствии с этой программой плани­руется провести ремонт и восстановление братских корпусов № 1 и № 2, завершить в целом работы в Крестовоздвиженском соборе и работы по благоустройству территории монастыря.

назад к фотографиям
Добро пожаловать