Калязин Калязин. Колокольня Никольского монастыря

Двухэтажные купеческие особняки прямо у воды. Мощеная булыжником улица обрывается у воды. В воде отражаются облака, и кажется, что это из их белизны вырастает знаменитая на весь мир Калязинская колокольня.

Первое упоминание о Калязине датируется 4-5 веком нашего века, когда финно-угорские племена весь и меря селились на берегах реки Волги, что отразилось в названиях окружающих сел, городов и рек. Есть версия, что и название города, звучавшее раньше «Колязин» - производная слова «кола», что в переводе с угро-финского означает «рыба».

Первое летописное упоминание датируется в 1238 годом, когда монголо-татары сожгли и разграбили богатый монастырь Никола на Жабне, который существовал примерно на том месте, где сейчас находится колокольня Николаевского собора.

В XII веке, во время активного освоения новгородцами пути к Каспию, там, где впадает в Волгу речка Жабня, возникло новгородское поселение, прозванное Николой на Жабне. Но почему Никола? Скорее всего, стояла там церковь, посвященная покровителю мореплавателей и путешественников Николаю Чудотворцу. Со временем образовался монастырь, который так и назвали – Никола на Жабне.

От старого Никольского монастыря не осталось ничего. На пепелище сначала возвели деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, а в 1694 году - каменный Николаевский собор. В 1800 году поставили рядом с собором красавицу колокольню в 35 саженей высотой (74,5 м). Строили ее крепостные полковника Ушакова. При чем был составлен письменный договор о том, что если колокольня пойдет трещинами или наклониться, они все переделают заново. На звоннице повесили 11 колоколов, а самый большой весил 8,2 тонны. И Николаевский собор, и колокольня, и построенная рядом с ними церковь Иоанна Предтечи стояли на краю торговой площади, на самом берегу Волги.

Вид Калязина. Картина художника г. Соткова

Разбирать колокольню не пришлось. С прошлого века здание находится в воде. Современный островок вокруг колокольни сделан искусственно в конце 20 века. По идеи здание давно должно было разрушиться, но оно продолжает стоять. При этом строилась колокольня из местного красного кирпича и белого старицкого каменя (известняк, из которого построена белокаменная Москва). Сегодня в городе нет кирпичных заводов, преимущественно функционирует машиностроение. Данная колокольня может служить сегодня примером тогдашнего качества.

Когда город уничтожали собор не пощадили, а колокольню оставили. Так одна из версий этого такова: сделать из нее маяк, но идею эту так и не реализовали, даже крест не сняли.

В 70-е годы колокольню пытались отреставрировать, но лучше этого не делали. Ее внешне побели и покрасили. Она простояла красавицей чуть больше года, а затем разрушения произошли сильнее, чем если бы и не делали, от взаимодействия современных материалов с прежними. Сегодня есть серьезные проекты восстановления и прежде гидроизоляция фундамента, колокольню включили в десять символов России.

Если смотреть с берега оставшейся старой части города чуть левее колокольни, то хорошо виден заросший кустами остров.

Остров, на котором располагался Калязинский троицкий мужской монастырь

Сейчас представить невозможно, что стоял здесь когда-то крупнейший в России Калязинский Троицкий первоклассный мужской монастырь. В 1444 году пришел на Волгу, на земли принадлежавшие боярину Ивану Каляге, монах по имени Макарий, и с ним семь старцев. Срубили они деревянную церковь и стали жить пустынниками.

Макария в миру звали Матвеем. Он родился в 1402 году в семье кашинских бояр Кожиных. Пострижен был в Кашинском Клобуковом монастыре. Еще при жизни его считали святым, ибо получил он от Бога великий дар прозрения и чудесных исцелений. Макарий умер в 1483 году. Спустя 38 лет были обретены его нетленнные мощи.

Памятник Макарию калязинскому. г. Калязин

Монастырь стоял на торговом пути. Плыли по Волге купцы, получали у троицы благословение перед дальней дорогой. Еще при жизни Макария (1466г) был у троицы и знаменитый Тверской купец Афанасий Никитин. В 1544 и 1553 годах поклониться Преподобному Макарию приезжал Иван Грозный. В 1599 г. Борис Годунов просил благословения на брак дочери с датским принцем Иоанном. В 1619 году был здесь Михаил романов, в 1767 г. - Екатерина Великая, 1837г - Александр II...

Необыкновенной красоты монастырь разделил судьбу города - затоплен водохранилищем в 1940 году при строительстве Углической гидроэлектростанции . И ведь не было в этом особой нужды. Для сохранения уникального архитектурного ансамбля было достаточно построить небольшую дамбу. Полученный при разборке монастырских храмов кирпич пошел на строительство Савеловского машиностроительного завода.

Воскресенская церковь. Калязин

Вознесенская церковь построена в 1787г. В советское время использовалась как хлебокомбинат, потом под склад, затем ее совсем забросили, и она полностью была разрушена.

В последние годы пришло указание о восстановлении хотя бы одной городской церкви с целью перенесения туда мощей Макария Калязинского. Были потрачены огромные усилия на ремонт и реставрацию Вознесенской церкви. В результате мощи святого были возвращены в город 15 июня 2012 года.

Над Вознесенской церкви возвышается звонница, по своей архитектуре напоминающей колокольню Николаевского собора.

Предел Вознесенской церкви г. Калязина с мощами преподобного Макария Калязинского

У Вознесенской церкви два предела:
с правой стороны – предел Тихвинской иконы Божией Матери, а с левой стороны – предел преподобного Макария Калязинского, где и хранятся сегодня мощи преподобного.

Вознесенская церковь является кладбищенской церковью и в дореволюционное время была приписана к приходу Николаевского собора.

Вознесенская церковь предел Тихвинской иконы Божией Матери г. Калязин

Рядом с церковью - большое поле. До революции здесь располагалось кладбище, а в советское время здесь был организован стадион. В 2008 был построен новый стадион с искусственным покрытием в другой части города, и с этого времени здесь прекратились проходить спортивные соревнования. Кладбищенскую землю отсюда вывозили для строительства дороги на Москву (не удивительно, почему на ней часто происходят аварии и трагедии, ведь она построена на костях!).

Памятник Михалу Васильевичу Скопина-Шуйскому. Калязин

Рядом с Вознесенской церковью установлен памятник Михалу Васильевичу Скопина-Шуйскому – талантливому полководцу смутного времени.

В начале XVII века во времена правления Валсиля Шуйского отряды поляко-литовцев вплотную подходят к Москве. Тогда царь Василий Шуйский наделяет своего племянника Михайла Васильевича Скопина-Шуйского (ему тогда было всего 22 года) чрезвычайными полномочиями и разрешает ему вести переговоры со шведами. В результате нам поставляется 12-титысячное войско, с которым Скопин-Шуйский сначала освобождает Торжок, затем Тверь.  Шведы почувствовали, что война не будет молниеностной. Под предлогом того, что им три месяца не платили жалование они отказываются от дальнейших военных действий, и в отряде Скопина-Шуйского остается только 1000 шведов.

От Твери Скопин-Шуйский поднимается вверх по Волге и останавливается в Калязинском Троицком мужском монастыре, в котором начинается формирование народного ополчения. Скопин-Шуйский опередил литовцев и поляков, расположившихся на другом берегу Волги. Он отправляет свои лучшие отряды на берег Жабни (маленькая речушка 10-12 м шириной с топкими болотистыми берегами, через нее была построена переправа), где 28 августа 1609г. состоялось большое сражение, и дает указание части войска: переправиться через Жабню показаться войскам Сопеги и Зборовского, но не вступать в бой, а организовать отступление, что русские и сделали. Но они стали отступать не к переправе, а на берег Жабни, разделились на две части, а передовые отряды Сопеги-Зборовского оказались на топких берегах Жабни и были затоплены. Русские нанесли с тылу удар и переправились через Жабню и засели в укрепленном городке-крепости, которая была построена заранее. Скопин-Шуйский запретил покидать укрепленный лагерь. У поляков и литовцев главным приоритетом была летучая конница, и на открытом поле русские не могли ей противостоять. 28 августа 1609г.  восемь атак выдержали русские от  поляков и литовцев. Вечером, когда стало смеркаться, Скопин-Шуйский отдает приказ, чтобы русские пошли в наступление, что и было сделано. Впервые литовцы побежали, и 15 км в сторону Углича русские их преследовали – это была первая победа над литовцами в этот период времени.

После этого усилилась волна отечественного патриотизма, войско Скопина-Шуйского началось увеличиваться. Далее Скопин-Шуйский победным маршем идет уже на Москву, освобождая Александров, Дмитров, Троице-Сергиеву лавру и как национальный герой входит в столицу.

Это очень не нравится царю Василию Шуйскому, у которого был родной брат Дмитрий Шуйский, командовавший московским ополчением. При этом он не предпринял никаких шагов, чтобы отстоять город. У Дмитрия Шуйского была жена Катерина – дочь Малюты Скуратова,  которая выдвигает такой план: пригласить Скопина-Шуйского, преподнести ему чашу с отравленным вином. С молчаливого согласия царя Василия Шуйского этот план был осуществлен. Вот и не стало национального героя.

И тогда в 1612 году поляки и литовцы возобновляют поход на Москву. И в этот период уже Минин и Пожарский по примеру Скопина-Шуйского собирают народное ополчение и разбивают поляков и литовцев. К сожалению, Минин и Пожарский остались в памяти народной, а Скопин-Шуйский был незаслуженно забыт.

В Калязине решили восстановить историческую несправедливость: 28 августа 2009 г., когда отмечалось 400-летие исторической битвы на Жабне с литовцами был установлен памятник в честь В.М.Скопина-Шуйского.

План города Калязин

Пуду – приток реки Жабни. Здесь сегодня расположился местный яхт-клуб «Бухта радости». В переводе с финского "пуда" обозначает приток, рукав. Оно и понятно это приток реки Жабни.

А вот историческое название реки Жабни происходит от названия растения, активно произраставшего в этих местах – Жабник (по внешнему виду напоминающий лютик).

"Горбатый мост" через реку Жабню, построенный в 1935 году, соединяет две части города: старый Калязин и Заречье, который местные жители называют Свистухой.


Откуда взялось название? Есть несколько версий.

Мост через реку Жабня. Калязин

Версия - первая. По дороге, соединяющей сегодня основную часть Калязина и Заречье, проходил когда-то купеческий тракт. Кругом были леса, в которых было очень много разбойников. Как только разбойники видели купеческий обоз, прятались в придорожные кусты. Когда обоз подъезжал к месту укрытия разбойников раздавался протяжный свист – сигнал к нападению. Надо было отдать должное разбойникам: они забирали ценности, но никого никогда не убивали. При этом первый и последний обоз ставились поперек дороги, чтобы другие не могли разъехаться. Из-за того, что в этих местах часто раздавался разбойничий свист, эти места начали называть Свистухой.

Версия - вторая. Императрица Екатерина II, когда приплывала к нам в Калязин, то жители прибрежных сел должны были ее приветствовать: кто это делал криками, кто аплодисментами, а вот жители села Пирогово они свистели. Услышав такое приветствие Екатерина II поинтересовалась: «Это что за свистуны? Прямо свистуха какая-то». И считается, что с этого времени и пошло название этого места Свистуха. Тем более что название это в плане появляется именно в период царствования императрицы.

Версия - третья. Свистуха находится на высоком берегу Волги. Осенью здесь дуют холодные сильные ветра, и в крышах домов раздается свист. Говорят, что это тоже одна из версий происхождения названия данной местности.

Версия - четвертая. Местные иногда показывают сохранившийся дом известного в свое время купца Свистунова. Может, и в честь него было названо это место?

В конце XVII века слобода вокруг Макарьева монастыря, Никольская слобода и село Пирогово (Заречье) были объединены в единую Калязинскую слободу, которой в 1775 году присвоили статус города.

На Заречьей части города сегодня несмотря на плохие дороги, есть своя общеобразовательная школа, политехническое училище, больница.
Сохранились две церкви:

Свято-Веденская церковь, построенная в 1882 году, -  кладбищенская. Около нее и сегодня существует старинное кладбище. Церковь была действующей и в советское время, поэтому она достаточно хорошо сохранилась и по сей день.

Свято-Веденская церковь в Калязине
Богоявленская церковь в Заречье. Краеведческий музей Калязина

Богоявленская церковь построена в 1781 году.
Сегодня в ней располагается краеведческий музей города.

В конце XVII века слобода вокруг Макарьева монастыря, Никольская слобода и село Пирогово (Заречье) были объединены в единую Калязинскую слободу, которой в 1775 году присвоили статус города. Были сформированы улицы, одна из которых сохранилась до сих пор - это Московская.

 

назад к фотографиям