Калязин |
 |
Двухэтажные купеческие особняки прямо у воды. Мощеная булыжником улица обрывается у воды. В воде отражаются облака, и кажется, что это из их белизны вырастает знаменитая на весь мир Калязинская колокольня. |
Первое упоминание о Калязине датируется 4-5 веком нашего века, когда финно-угорские племена весь и меря селились на берегах реки Волги, что отразилось в названиях окружающих сел, городов и рек. Есть версия, что и название города, звучавшее раньше «Колязин» - производная слова «кола», что в переводе с угро-финского означает «рыба».
Первое летописное упоминание датируется в 1238 годом, когда монголо-татары сожгли и разграбили богатый монастырь Никола на Жабне, который существовал примерно на том месте, где сейчас находится колокольня Николаевского собора.
В XII веке, во время активного освоения новгородцами пути к Каспию, там, где впадает в Волгу речка Жабня, возникло новгородское поселение, прозванное Николой на Жабне. Но почему Никола? Скорее всего, стояла там церковь, посвященная покровителю мореплавателей и путешественников Николаю Чудотворцу. Со временем образовался монастырь, который так и назвали – Никола на Жабне. |
От старого Никольского монастыря не осталось ничего. На пепелище сначала возвели деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, а в 1694 году - каменный Николаевский собор. В 1800 году поставили рядом с собором красавицу колокольню в 35 саженей высотой (74,5 м). Строили ее крепостные полковника Ушакова. При чем был составлен письменный договор о том, что если колокольня пойдет трещинами или наклониться, они все переделают заново. На звоннице повесили 11 колоколов, а самый большой весил 8,2 тонны. И Николаевский собор, и колокольня, и построенная рядом с ними церковь Иоанна Предтечи стояли на краю торговой площади, на самом берегу Волги. |
 |
Разбирать колокольню не пришлось. С прошлого века здание находится в воде. Современный островок вокруг колокольни сделан искусственно в конце 20 века. По идеи здание давно должно было разрушиться, но оно продолжает стоять. При этом строилась колокольня из местного красного кирпича и белого старицкого каменя (известняк, из которого построена белокаменная Москва). Сегодня в городе нет кирпичных заводов, преимущественно функционирует машиностроение. Данная колокольня может служить сегодня примером тогдашнего качества.
Когда город уничтожали собор не пощадили, а колокольню оставили. Так одна из версий этого такова: сделать из нее маяк, но идею эту так и не реализовали, даже крест не сняли.
В 70-е годы колокольню пытались отреставрировать, но лучше этого не делали. Ее внешне побели и покрасили. Она простояла красавицей чуть больше года, а затем разрушения произошли сильнее, чем если бы и не делали, от взаимодействия современных материалов с прежними. Сегодня есть серьезные проекты восстановления и прежде гидроизоляция фундамента, колокольню включили в десять символов России. |
Если смотреть с берега оставшейся старой части города чуть левее колокольни, то хорошо виден заросший кустами остров. |
 |
Сейчас представить невозможно, что стоял здесь когда-то крупнейший в России Калязинский Троицкий первоклассный мужской монастырь. В 1444 году пришел на Волгу, на земли принадлежавшие боярину Ивану Каляге, монах по имени Макарий, и с ним семь старцев. Срубили они деревянную церковь и стали жить пустынниками. |
Макария в миру звали Матвеем. Он родился в 1402 году в семье кашинских бояр Кожиных. Пострижен был в Кашинском Клобуковом монастыре. Еще при жизни его считали святым, ибо получил он от Бога великий дар прозрения и чудесных исцелений. Макарий умер в 1483 году. Спустя 38 лет были обретены его нетленнные мощи. |
 |
Монастырь стоял на торговом пути. Плыли по Волге купцы, получали у троицы благословение перед дальней дорогой. Еще при жизни Макария (1466г) был у троицы и знаменитый Тверской купец Афанасий Никитин. В 1544 и 1553 годах поклониться Преподобному Макарию приезжал Иван Грозный. В 1599 г. Борис Годунов просил благословения на брак дочери с датским принцем Иоанном. В 1619 году был здесь Михаил романов, в 1767 г. - Екатерина Великая, 1837г - Александр II...
Необыкновенной красоты монастырь разделил судьбу города - затоплен водохранилищем в 1940 году при строительстве Углической гидроэлектростанции . И ведь не было в этом особой нужды. Для сохранения уникального архитектурного ансамбля было достаточно построить небольшую дамбу. Полученный при разборке монастырских храмов кирпич пошел на строительство Савеловского машиностроительного завода. |
 |
Вознесенская церковь построена в 1787г. В советское время использовалась как хлебокомбинат, потом под склад, затем ее совсем забросили, и она полностью была разрушена.
В последние годы пришло указание о восстановлении хотя бы одной городской церкви с целью перенесения туда мощей Макария Калязинского. Были потрачены огромные усилия на ремонт и реставрацию Вознесенской церкви. В результате мощи святого были возвращены в город 15 июня 2012 года.
Над Вознесенской церкви возвышается звонница, по своей архитектуре напоминающей колокольню Николаевского собора. |
 |
У Вознесенской церкви два предела:
с правой стороны – предел Тихвинской иконы Божией Матери, а с левой стороны – предел преподобного Макария Калязинского, где и хранятся сегодня мощи преподобного.
Вознесенская церковь является кладбищенской церковью и в дореволюционное время была приписана к приходу Николаевского собора. |
 |
Рядом с церковью - большое поле. До революции здесь располагалось кладбище, а в советское время здесь был организован стадион. В 2008 был построен новый стадион с искусственным покрытием в другой части города, и с этого времени здесь прекратились проходить спортивные соревнования. Кладбищенскую землю отсюда вывозили для строительства дороги на Москву (не удивительно, почему на ней часто происходят аварии и трагедии, ведь она построена на костях!). |
 |
Рядом с Вознесенской церковью установлен памятник Михалу Васильевичу Скопина-Шуйскому – талантливому полководцу смутного времени. |
В начале XVII века во времена правления Валсиля Шуйского отряды поляко-литовцев вплотную подходят к Москве. Тогда царь Василий Шуйский наделяет своего племянника Михайла Васильевича Скопина-Шуйского (ему тогда было всего 22 года) чрезвычайными полномочиями и разрешает ему вести переговоры со шведами. В результате нам поставляется 12-титысячное войско, с которым Скопин-Шуйский сначала освобождает Торжок, затем Тверь. Шведы почувствовали, что война не будет молниеностной. Под предлогом того, что им три месяца не платили жалование они отказываются от дальнейших военных действий, и в отряде Скопина-Шуйского остается только 1000 шведов.
От Твери Скопин-Шуйский поднимается вверх по Волге и останавливается в Калязинском Троицком мужском монастыре, в котором начинается формирование народного ополчения. Скопин-Шуйский опередил литовцев и поляков, расположившихся на другом берегу Волги. Он отправляет свои лучшие отряды на берег Жабни (маленькая речушка 10-12 м шириной с топкими болотистыми берегами, через нее была построена переправа), где 28 августа 1609г. состоялось большое сражение, и дает указание части войска: переправиться через Жабню показаться войскам Сопеги и Зборовского, но не вступать в бой, а организовать отступление, что русские и сделали. Но они стали отступать не к переправе, а на берег Жабни, разделились на две части, а передовые отряды Сопеги-Зборовского оказались на топких берегах Жабни и были затоплены. Русские нанесли с тылу удар и переправились через Жабню и засели в укрепленном городке-крепости, которая была построена заранее. Скопин-Шуйский запретил покидать укрепленный лагерь. У поляков и литовцев главным приоритетом была летучая конница, и на открытом поле русские не могли ей противостоять. 28 августа 1609г. восемь атак выдержали русские от поляков и литовцев. Вечером, когда стало смеркаться, Скопин-Шуйский отдает приказ, чтобы русские пошли в наступление, что и было сделано. Впервые литовцы побежали, и 15 км в сторону Углича русские их преследовали – это была первая победа над литовцами в этот период времени.
После этого усилилась волна отечественного патриотизма, войско Скопина-Шуйского началось увеличиваться. Далее Скопин-Шуйский победным маршем идет уже на Москву, освобождая Александров, Дмитров, Троице-Сергиеву лавру и как национальный герой входит в столицу.
Это очень не нравится царю Василию Шуйскому, у которого был родной брат Дмитрий Шуйский, командовавший московским ополчением. При этом он не предпринял никаких шагов, чтобы отстоять город. У Дмитрия Шуйского была жена Катерина – дочь Малюты Скуратова, которая выдвигает такой план: пригласить Скопина-Шуйского, преподнести ему чашу с отравленным вином. С молчаливого согласия царя Василия Шуйского этот план был осуществлен. Вот и не стало национального героя.
И тогда в 1612 году поляки и литовцы возобновляют поход на Москву. И в этот период уже Минин и Пожарский по примеру Скопина-Шуйского собирают народное ополчение и разбивают поляков и литовцев. К сожалению, Минин и Пожарский остались в памяти народной, а Скопин-Шуйский был незаслуженно забыт.
В Калязине решили восстановить историческую несправедливость: 28 августа 2009 г., когда отмечалось 400-летие исторической битвы на Жабне с литовцами был установлен памятник в честь В.М.Скопина-Шуйского. |
 |
Пуду – приток реки Жабни. Здесь сегодня расположился местный яхт-клуб «Бухта радости». В переводе с финского "пуда" обозначает приток, рукав. Оно и понятно это приток реки Жабни.
А вот историческое название реки Жабни происходит от названия растения, активно произраставшего в этих местах – Жабник (по внешнему виду напоминающий лютик).
"Горбатый мост" через реку Жабню, построенный в 1935 году, соединяет две части города: старый Калязин и Заречье, который местные жители называют Свистухой. |
Откуда взялось название? Есть несколько версий.
|
 |
Версия - первая. По дороге, соединяющей сегодня основную часть Калязина и Заречье, проходил когда-то купеческий тракт. Кругом были леса, в которых было очень много разбойников. Как только разбойники видели купеческий обоз, прятались в придорожные кусты. Когда обоз подъезжал к месту укрытия разбойников раздавался протяжный свист – сигнал к нападению. Надо было отдать должное разбойникам: они забирали ценности, но никого никогда не убивали. При этом первый и последний обоз ставились поперек дороги, чтобы другие не могли разъехаться. Из-за того, что в этих местах часто раздавался разбойничий свист, эти места начали называть Свистухой.
Версия - вторая. Императрица Екатерина II, когда приплывала к нам в Калязин, то жители прибрежных сел должны были ее приветствовать: кто это делал криками, кто аплодисментами, а вот жители села Пирогово они свистели. Услышав такое приветствие Екатерина II поинтересовалась: «Это что за свистуны? Прямо свистуха какая-то». И считается, что с этого времени и пошло название этого места Свистуха. Тем более что название это в плане появляется именно в период царствования императрицы.
Версия - третья. Свистуха находится на высоком берегу Волги. Осенью здесь дуют холодные сильные ветра, и в крышах домов раздается свист. Говорят, что это тоже одна из версий происхождения названия данной местности.
Версия - четвертая. Местные иногда показывают сохранившийся дом известного в свое время купца Свистунова. Может, и в честь него было названо это место? |
В конце XVII века слобода вокруг Макарьева монастыря, Никольская слобода и село Пирогово (Заречье) были объединены в единую Калязинскую слободу, которой в 1775 году присвоили статус города. |
На Заречьей части города сегодня несмотря на плохие дороги, есть своя общеобразовательная школа, политехническое училище, больница.
Сохранились две церкви: |
Свято-Веденская церковь, построенная в 1882 году, - кладбищенская. Около нее и сегодня существует старинное кладбище. Церковь была действующей и в советское время, поэтому она достаточно хорошо сохранилась и по сей день. |
 |
 |
Богоявленская церковь построена в 1781 году.
Сегодня в ней располагается краеведческий музей города. |
В конце XVII века слобода вокруг Макарьева монастыря, Никольская слобода и село Пирогово (Заречье) были объединены в единую Калязинскую слободу, которой в 1775 году присвоили статус города. Были сформированы улицы, одна из которых сохранилась до сих пор - это Московская. |
назад к фотографиям
|
|