Ферапонтово. Богородице-рождественский монастырь

Богородице-Рождественский
монастырь
в c.Ферапонтово

Ферапонтов монастырь возник одновременно с Кирилло-Белозерским на рубеже XIV-XV веков с поселением на Белоозере Кирилла и Ферапонта (в миру Козьма Вельяминов и Федор Поскочин), монахов Симонова монастыря. Несколько позже Ферапонт ушел на место между Бородаевским и Паским озерами, где дал начало Ферапонтову монастырю. Кирилл закончил земной путь в 1427 году на Белоозере,  Ферапонт же умер в 1426 году вдали от полюбившихся мест в можайском Лужецком монастыре, основанном им по просьбе удельного князя Андрея Дмитриевича.

В XVвеке белозерские монастыри стали видными культурными и религиозными просветительными центрами Руси в Заволжье. Широкую известность Ферапонтов монастырь приобрел благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского, преп. Мартиниана, крестьянского сына Михаила Стомонахова. Игумен Ферапонтова монастыря Маритиниан оказал духовную поддержку сосланному в Вологду московскому великому князю Василию Темному. Моленная поездка князя с семьей в белозерские монастыри познакомила его с местными подвижниками. В 1447-1455гг. Мартиниан стал духовником снова занявшего московский престол Василия II и игуменом самого почитаемого в Московской Руси Троице-Сергиева монастыря.Последние десятилетия своей жизни преподобный провел на Белоозере, превратив Ферапонтов монастырь в настоящий духовный центр – здесь собиралась библиотека рукописных книг, составлялись летописи и сборники энциклопедического характера, отсюда выходили ученики Мартиниана – иерархи русской церкви, активно участвующие во внутренней жизни Русского централизованного государства рубежа XV-XVI вв., - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф  Оболенский, епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Здесь принял постриг под именем Кассиана Грека греческий князь Константин Мавнукский, ставший основателем Кассиановской пустыни под Угличем, в Ферапонтове жили известный книжник, митрополит Спиридон-Савва, юродивый Галактион – местно-чтимый святой, предсказавший покорение Казани Иваном  IV.

фрески Дионисия, выполненные на наружной стене каменного собора Рождества Богородицы Ферапонтово

Мартиниан умер в 1483 году и был погребен у южной стены собора Рождества Богородицы. Через тридцать лет во время захоронения его ученика владыки Иоасафа были обретены мощи  Мартиниана. Над ними была поставлена рака, и видимо, деревянная церковь. На ее месте в 1641 году была возведена каменная шатровая церковь преп. Мартиниана. Над мощами преподобного сохранилась небольшая роспись, выполненная Дионисием на наружной стене каменного собора – «Богоматерь Печерская с предстоящими архангелами, Николаем Чудотворцем, Ферапонтом и Мартинианом». Иконостас и роспись на стенах относятся к середине XIX в.

Каменный собор Рождества Богородицы

В 1490г. ростовские мастера ставят первый каменный храм Ферапонтова монастыря и Белоозера – собор Рождества Богородицы. В августе-сентябре 1502г. собор расписан выдающимся художником Древней Руси Дионисием Мудрым с сыновьями (за 34 дня появилось 600кв.м. фресок! Это единственная стенопись, дошедшая до нас в полном объеме и без поновлений).

Фрески Диониссия Ферапонтово

XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Как и Кириллов, он становится традиционным местом поклонения. Об этом свидетельствуют вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей. В монастыре в 1528 году просили дарования наследника Василий III и Елена Глинская, дважды, в 1547 и 1553 годах, побывал их сын Иван IV. Среди вкладчиков монастыря – князья Старицкие, Кубенские, Лыковы, Бельские, Шуйские, Воротынские, бояре Годуновы, Шереметьевы, владыки Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

Иконостас, трапезная Ферапонтова

Появление стороной каменной постройки монастыря – Благовещенской церкви-звонницы с двухэтажной трапезной палатой предположительно связано с рождением в 1530 году будущего царя Ивана Грозного. Резная надпись на храмозданной доске говорит о возведении ее в 1530-1531 годах. Ее строил ростовский зодчий Григорий Борисов, известный по памятникам Вологды и Ярославля. В одностолпной трапезной общежительного Ферапонтова монастыря собиралась на братскую трапезу его обители и гости. В трапезной представлены предметы, рассказывающие об истории и художественных памятниках Ферапонтова монастыря: иконы и старопечатные книги, предметы интерьера, ризы преподобного Мартиниана и рака XVI-XVII вв. с  его захоронения.

Одностолпный подклет трапезной с сохранившейся «лицевой» вкладкой сводов служил погребом. Музей показывает здесь часть культурного наследия крестьян ферапонтовой округи. В XVIIв. Монастырю принадлежали несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. Ткацкие станки, прялки, каменный идол, ступы, кадки, ткани – вещественные следы жизни местного крестьянства, чей труд питал монастырь, ставший культурным центром Русского Севера.

В XVI в. В монастыре появляется одно из лучших, дошедших до нас гражданских зданий – каменная вухэтажная казенная палата, где на втором этаже хранился монастырский архив. Его заменила научная библиотека музея в 30 тысяч томов. На первом этаже казенной палаты музей ежегодно устраивает несколько выставок современных художников, чье творчество связано с ферапонтовскими местами.

Оправившись после литовского разорения, в середине XVII монастырь возводит три шатровые постройки, почти подвергшиеся переделкам, - церковь Мартиниана, Святые врата с надвратными церквями, колокольню. Надвратная церковь, сохранившая неизменный свой интерьер, была 8 лет домовой церковью патриарха Никона. Реформатор русской церкви провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре 10 лет (1666-1676 гг.).

С 1989 года надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта предоставляется ферапонтовой православной общине для богослужений. В дни больших церковных праздников они проводятся и в церкви преподобного Мартиниана. К его раке для поклонения открыть свободный доступ. Последнее сооружение монастыря – коклокольня 1680-х годов, где сохранился  механизм боевых часов 1638г. Усилиями мастера Ю.П. Платонова колокольный звон восстановлен в 1990 г.

В результате реформ Екатерины II Ферапонтов монастырь был лишен земельных владений, придя в упадок, закрыт в 1798г. и обращен в приходскую церковь. В XIX сузившуюся монастырску территорию обнесли каменной оградой.

В 1904г. усилиями игумении леушинского монастыря Таисии, духовной дочери Иоанна Кронштадского, Ферапонтов монастырь был возобновлен как женский. Преобразования Октябрьской революции задели монастырь: в 1948 г. были одновременно расстреляны игуменья монастыря Серафима, священник отец Иоанн Иванов и кирилловский епископ Варсонофий. Монастырь вновь был закрыт.

Изучение и интерес к памятникам Ферапонтова связаны с выходом в 1898г. книги И.И. Бриллиантова, посвященной 500-летию монастыря. Он стал привлекать исследователей и любителей отечественной старины, как памятник древнерусского зодчества с единственной сохранившейся росписью московского иконника Дионисия Мудрого. В 1912 г. начались реставрационные работы, в 1920-е годы они были завершены. Новый этап реставрационных работ развернулся с 1970-х годов.

В декабре 2000г. ансамбль памятников Ферапонтова монастыря XV-XVIIвв. со стенописью Дионисия были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

назад к фотографиям